Про схему «Один за всіх і всі за Володимира Путіна» в Москві можна вже забути
Окремі групи всередині російського суспільства починають прокидатися від летаргічного сну останніх років і висловлювати невдоволення тим, що відбувається в країні
Мовою оригіналу
На фоне успехов «Единой России» в провинции в центре Москвы торжествует оппозиция. Это новый политический вектор или случайная аномалия?
Единый день голосования в России завершился и принес два прямо противоположных результата. Восемьдесят регионов выглядят как практически зачищенная от конкуренции политическая пустыня, особенно те из них, где проходили выборы губернатора или законодательного собрания. Иное дело Москва, где оппозиция взяла власть во многих центральных муниципалитетах. Какой из этих двух результатов - политическая тенденция, а что является временной аномалией?
Единый день голосования в России
Изучая итоги Единого дня голосования, нельзя не вспомнить о схеме «четырех Россий» экономического географа Натальи Зубаревич, предложенной ею еще в 2011 году. Она тогда блестяще доказала, что в одном государстве у нас объединены сразу четыре страны с разными экономическими укладами и менталитетом: первый - жители крупных городов, второй - жители средних промышленных центров, третьи - это поселки и деревни бескрайней российской периферии и, наконец, четвертая - это авторитарные регионы-иждивенцы, в основном - национальные республики.
Правда, в последнее время наблюдалось размывание отдельных слоев, а затем их соединение в единый противоречивый клубок «посткрымского консенсуса», который объединял город и деревню, а многих условных столичных оппозиционеров с лоялистами-охранителями.
Последние выборы показывают, что в политической плоскости прежнее деление постепенно начинает восстанавливаться. Первая Россия - либеральное политически активное меньшинство - выбирали оппозиционеров в Москве. Вторая Россия - это промышленные города и регионы, где единороссы слегка перешагивают за 50% границу. Третья Россия вообще на избирательные участки не пошла - даже из-под палки. А четвертая - это условная Мордовия, где провластный кандидат на губернаторских выборах набирает почти 90% голосов.
Победы у власти - там, где реальную оппозицию до выборов не допустили, а избирателей на выборы пригнали. Главный ресурс властей - по-прежнему административный. Избиратель - очень часто «мертвая душа», продукт фальсификации, как в Новопеределкине, где главу управы уволили за видео, на котором обсуждается «корректировка» итогов выборов.
Реальность - это политическая апатия большинства населения. Явка минимальна - в той же Москве это около 15%. Пресловутые 86% «крымского консенсуса» на выборы не пошли - значит, и самого консенсуса уже нет.
Единый день голосованияв Москве
Итоги выборов в Москве - результат сознательного снижения («усушки») явки властями, при отсутствии жесткого административного давления. Поэтому и результаты, в отличие от трех других Россий, в первой отражают реальные настроения населения.
Представители единого демократического списка получили больше 200 мандатов из имевшейся тысячи с лишним. Это успех, но этого вряд ли хватит для того, чтобы в 2018 году собрать подписи депутатов (представителей не менее 109 разных районов) для преодоления «муниципального фильтра» хотя бы одним демократическим кандидатом. Без помощи коммунистов (а их представительство в муниципалитетах упало почти вдвое) или единороссов при регистрации, похоже, не обойтись.
Надо помнить, что так называемый «список Гудкова» (экс-депутата и кандидата в мэры Москвы) был очень разношерстной коалицией нескольких партий и независимых кандидатов. Больше всех мандатов получили кандидаты от московского «Яблока». Эта партия может в обычной своей манере отказаться от переговоров о едином кандидате с другими оппозиционерами, выдвинув своего - который сыграет с мэром Сергеем Собяниным в «поддавки».
Есть также риск, что уже в ближайшие недели демкоалиция, как обычно, развалится. Потом новых молодых политиков затянет болото муниципальных проблем.
Впрочем, даже если это случится, сигнал на московских выборах прозвучал достаточно ясный. Это не аномалия, а серьезная политическая тенденция, которая обязательно проявится и в других регионах страны. Скорее всего, правда, уже в следующем политическом цикле - после мартовских президентских выборов.
Политические перспективы
Разница между итогами выборов в Москве и регионах бросается в глаза. Это стараются подчеркнуть лоялисты и так называемые «прагматики» из числа нелояльных Кремлю комментаторов. Мол, если не считать маленькой московской аномалии, то практически повсеместно победила «Единая Россия».
В реальности результаты голосования в Москве - не аномалия. Отдельные группы внутри российского общества начинают просыпаться от летаргического сна последних лет и выражать недовольство происходящим в стране. У этих групп есть запрос на оппозицию, и тот, кто хоть чуточку пошевелится, как новые московские муниципалы, может уверенно рассчитывать на их поддержку. Как в советском анекдоте времен продуктового дефицита 1989-1991 гг. про мужиков на Дальнем Востоке, куда надо срочно выслать двадцать цистерн с водкой, потому что спиртное закончилось, народ проспался и спрашивает куда большевики девали «батюшку-царя».
Таким образом, главный итог московских выборов на перспективу состоит в том, что о схеме «Один за всех и все за Владимира Путина» можно уже забыть. Заставить проголосовать «как надо» власть еще вполне в состоянии. До марта 2018 года регионы вряд ли проснутся настолько, чтобы помешать действующему главе государства переизбраться. Но в том, что его победа вызовет новую волну недовольства, причем не в Москве, как в 2011 году, но и в регионах, можно не сомневаться.
Коментарі — 0