Блеск и нищета агонии Второй Украинской республики: итоги выборов 26 октября
Общая конфигурация расклада в Верховной Раде после выборов 26 октября уже ясна. Подведем итоги избирательной кампании и посмотрим на наши ближайшие перспективы.
Общая конфигурация расклада в Верховной Раде после выборов 26 октября уже ясна. Подведем итоги избирательной кампании и посмотрим на наши ближайшие перспективы.
Оппозиционный блок. Результат Оппозиционного блока вполне закономерен. Пост-регионалы имеют реальную организацию на местах, они также имеют финансы, влияние в базовых электоральных регионах. Используя Харьковскую область как базу, они сумели выжать максимум из того, что могли получить. Плюс у них неплохие позиции в Днепропетровской области и на юге Украины. В общем, они показали, что у них есть организация, а организация всегда работает, когда у нее есть целевая группа и финансы, чтобы ее завоевать.
Неудивительно, что экс-регионалы ходу грохнули Тигипко, поскольку топтались по одной электоральной базе. Потому я перед выборами был уверен, что кто-то один из бывших регионалов проползет на брюшке, но не двое.
Вообще, непонятно, почему такой ажиотаж вокруг результата ОБ. Всем, кто удивляется, что Оппозиционный блок набрал в Мариуполе 51%, кажется, до сих пор не поняли как работает политическая система в Украине. Мариуполь под Ахметовым и крепостные будут голосовать так, как им скажут. Хоть при новой власти, хоть при старой. Выборы — это соревнование организаций, в нашей стране. Точнее говоря, выборы — это соревнование феодальных организаций с включенными свободошатающимися радикальными элементами из вольных городов, которые отдаются в лапы новых политических брендов. Поэтому результат Мариуполя, Харьковской области и других регионов, где региональная Гидра подняла голову закономерен. Никакое сознание на Донбассе не поменялось, да и нигде еще не поменялось. Изменения только начинаются, так что меньше соплей.
Правый сектор. Неудача Правого сектора была предсказуемая — политическая борьба, как я уже говорил выше, есть борьба организаций. Отсутствие организации даже при наличии хорошо раскручененного бренда и лидеров не решает проблему конкретной действий на местах, в комиссиях и так далее. Поэтому я сразу сказал, что голосовать за ПС нет смысла, поскольку у них не было никаких шансов, при этом я призвал поддержать на мажоритарке тоже же Борислава Березу.
Очевидно, осознавая, что времени на создание полноценной организации под выборы у них нет, Дмитрий Ярош вместе с руководством партии пошли по мажоритарным округам. Это тактика Олега Ляшко, который в 2012 году попал в Раду по мажоритарному округу, чтобы использовать парламентскую трибуну для PR-а себя самого и своей политической силы. Как видим, спустя два года такая стратегия дала результат не без поддержки со стороны денежных мешков. Уверен, что ПС может выстрелить на следующем витке.
Гражданская позиция. Результат Гражданской позиции также закономерен. Думаю, что Гриценко имел возможность взять намного больше, если бы попытался выйти за рамки образа популистичного Кэпа Очевидности. Благо запрос на новых огромный и они в итоге слились под Самопомич, НФ, ПС, и даже Ляшко. Гриценко слишком депрессивен и уныл, наверное денег уже и не дадут. Жалко что Гриценко похоронил Демократический альянс, но это вина исключительно его вождей. Они захотели быстрого результата. В итоге проиграли наработанный годами капитал. История показывает, что политическая партия, стремящаяся получить долгосрочные позиции никогда не должна идти в блоки с кем-либо. Блок есть проявление слабости, которая усиливает зависимость от слабостей других.
Сильная Украина. Когда человек несколько раз кувыркается через голову, то ему потом трудно доказать, что он не клоун. А в политике, что еще и что не предатель. Тигипко имел прекрасный шанс в 2010 году и слил его в унитаз. Находясь на одном электоральном поле с Оппозиционным блоком, но без его организационных возможностей и ресурсов, Тигипко фактически играл на понижение результатов пост-регионалов. За что ему большое человеческое спасибо.
Радикальная партия Украины. Порадовал результат Ляшко. Он заигрался в клоунаду и был наказан. В политике многозначительное молчание дает часто больше, чем попытка быть затычкой во всех дырках. Медийный образ Ляшко быстро сдулся как только начал получать ощутимые удары через СМИ Коломойского. Поскольку кроме медийного образа у Ляшко ничего нет, то это отсутствие организационных ресурсов сразу вылилось в падение «радикального Икара» в высоты электорального Олимпа.
КПУ и «Свобода». Результат КПУ и Свободы также закономерен. КПУ уже мертва, Свобода еще жива. Партии посмотмодерна умирают вместе условиями в которых можно производить видимость без конкретных действий в защиту тех идеологий, которые они исповедуют. Когда PR-дым рассеивается, то мы видим одни человеческие останки. Это произошло с КПУ и скоро произойдет со Свободой, если она проползет в парламент вследствие торга с Порошенко.
Батькивщина. Результат Батькивщины закономерен — политические лидеры и организации, которые перестают ощущать перемены неизбежно теряют свои позиции. Тимошенко не осознала, что ее харизма осталось в другом времени, что бесконечное повторение баек о борьбе с олигархами в ее устах уже не срабатывает. И как олицетворение постмодерна — включение на первое место Савченко. Даже эту фальш люди почувствовали. Впереди агония. Не очень долгая.
Самопомич. Результат «Самопомощи» имеет те же корни, что и результат Свободы в 2012 году. Когда нет реального выбора, то люди отдают голоса за тех, кто кажется им немного лучше, чем старые политические клоуны. И если Самопомощь будет себя вести как Свобода, то у нее будет такой же результат на следующем этапе. Кстати, также будет и с НФ. Избиратели мечутся от одной иллюзии к другой.
Народный фронт. Народный фронт — взял даже больше, чем я думал. И это хорошо, поскольку снижает возможности для маневрирования Порошенко. НФ провел эффективную кампанию и в результате подобрал часть голосов БПП, Батькивщины. Он выглядел лидером для прозападного электората, потому получил адекватную поддержку. Свою роль сыграло включение раскрученных общественников.
Учитывая результат Самопомочи, а также Ляшко+Юля+ мажоритарку складываются предпосылки для интересных конфигураций, которые будут меняться под воздействием обстоятельств.
Будущее НФ напрямую зависит от того останется ли Яценюк и К в правительстве или нет. Высокий результат практически гарантирует Яценюку сохранение премьерской позиции. Это также означает, что Украина обречена на борьбу между президентом и премьером в духе 2007-2009 года. Также важно, что Коломойский влияя на НФ и Самопомич, а также близких к себе воинственных мажоритарщиков в виде Бориса Филатова, Дмитрия Яроша, Борислава Березы и других имеет укрепление позиций в Раде и, как следствие, имеет больше возможностей влиять на Порошенко.
В целом, я думаю, что позиции НФ будут падать в будущем вместе с общей дезорганизацией политической системы Украины.
Блок Петра Порошенко. Результат БПП — закономерен. Люди хотят мира, спокойствия и дружненько бегут за тем, кто вселяет такие надежды. Можно сказать, что Грынив гений (он отвечал за стратегию БПП — прим. автора) , потому что если бы выборы проводились на месяц позже, то итог был бы кардинально другим. Поэтому, с точки зрения стратегии все отлично. БПП взял максимум из того, что было возможно. Рейтинг Порошенко уже пошел на спад, поэтому самое интересное будет в следующие полгода.
Будучи заложником внешних игроков и условий, Порошенко не довел до конца разгром регионалов, более того, помог протащить их в Раду, Это наверняка часть договора с Путиным, который не мог уж совсем остаться без пророссийских сил в Раде. Российский блок будет меньше чем в прошлой Раде, но больше, чем можно было бы подрезать, если бы было желание.
Теперь у Порошенко очень мало времени, очень много проблем, очень много врагов, очень мало ресурсов. Ему нужно очень быстро двигаться, чтобы к весне -осени 2015 года не потерять власть.
Порошенко будет трудно пенять на то, что у него нет хватает инструментов, поскольку он получил свою фракцию, и лояльное парламентское большинство, и лояльное правительство. Теперь вся ответственность за последующие ошибки будет ложиться полностью на него. Учитывая исчерпанность ресурсов Второй украинской республики любая серьезная ошибка может оказаться роковой как для Петра Порошенко, так и для Украины.
Наконец, остановлюсь на еще одном важном итоге выборов 26 октября. Они четко показали, что если был Донбасс и Крым имели полноценную возможность проголосовать, то мы бы имели принципиально иной парламент.
Оппозиционный блок легко набрал бы свои 20% просто за счет того, что проголосовали бы еще 5 млн человек. Это около 50-60 депутатов по списку плюс еще нардепов 50-70 по мажоритарке. И КПУ прошла бы. Да и Тигипко при таком раскладе имел бы шанс. Итого мы получили 2012 год наоборот. Бывшая власть имеет около 180-190 голосов, а «новая власть” около 240. Что это было бы? Неустойчивое парламентское большинство, а потом удар в минуту слабости. Вы представляете второй приход Донецка в Киев?
Поэтому не тешьте себя иллюзиями, что все изменилось. На самом деле, изменения только начинаются. Верхи не могут, низы не хотят. Точнее говоря, чем западнее, тем больше они не хотят. А на востоке низы ничего не хотят, кроме миски баланды и «чистого неба над головой». Верхи ведут политику по-старому, низы со скрипом ей подчиняются. Система буксует по полной.
Новая Рада не будет Великим Национальным собранием Ататюрка, ибо здесь нет ни Ататюрка, ни величия, ни Национального собрания. Она будет скорее напоминать Кортесы Испании 1936 года.
И мы все чаще будем в новой Раде слышать вопли вроде тех, что слышались в парламенте Испании 16 июня 1936 года:
«Давайте не будем обманывать себя, — сказал Хиль Роблес, — Страна может жить при монархии или республике, с парламентским или президентским строем, при коммунизме или фашизме! Но она не может жить при анархии. И сегодня мы присутствуем при похоронах демократии!». Зал взорвался яростными криками – поддержки и порицания.
А лидер монархической партии Хосе Кальво Сотело (будет убит через месяц — 13 июля) так обрисовал ситуацию в стране: «Хаос в Испании – это результат демократической Конституции 1931 года. Исходя из нее невозможно построить крепкое жизнеспособное государство. Против такого стерильного государства, неспособного к существованию, я выдвигаю идею единой сплоченной страны, которая обеспечит экономическую справедливость, и со всей властью заявит: «Больше никаких забастовок, никаких локаутов, никаких ростовщиков, никаких злоупотреблений, никаких нищенских зарплат, никаких политических доходов получаемых в силу «случайностей», никаких анархических свобод, и заговоров против выпуска продукции! Национальный продукт будет служить благу всех классов, всех партий, всеобщим интересам!».
Выборы показали углубление раскола. Формально проукраинские кандидаты и силы зашли дальше на восток. Однако, если мы посмотрим на явку на выборах, то картина приобрет несколько иной оттенок.
Явка на востоке и юге Украины была низкой, что снижает легитимность выборов в глазах местного электората. По мере углубления экономического кризиса в стране, отторжение будет расти и радикализировать «вату» юго-востока при активной поддержке России. Ставка Порошенко на региональную элиту юго-восточных областей шаткая, поскольку она напрямую связана со слабостями всех сторон. Президент не имеет достаточно ресурсов, чтобы передавить всех сразу, но при этом не попытался передавить даже наиболее одиозных. Как следствие, он имеет шаткие позиции в регионах (всех), шатких союзников, шатких силовиков со всеми вытекающими последствиями.
В таком виде, как проект украинский Кентавр более нежизнеспособен. За 2015 год это поймут даже самые законченные украинские идеалисты. Поэтому не роняйте слезы по Крыму и Донбассу. Туда нужно приходить другим государством, с другими элитами, с другими правилами игры.
Постараюсь предельно четко сформулировать цели Украины на выходе из этого кризиса — неважно до какой линии может ужаться Украина, важно, чтобы она имела базовую территорию с которой начнет контрнаступление. Важно иметь территорию, где будет построен наш «Израиль Восточной Европы», который будет брать классом, организацией, технологиями, культурой, управлением, а не размером территории и ископаемых ресурсов, добываемых «тенями людей». Конечно, лучше, чтобы эта территория была как можно больше, чтобы иметь подушку безопасности и ресурсную базу, но это напрямую зависит от сопротивляемости каждого конкретного региона Карфагену Русского мира. Украиной в конечном итоге в следующие 3-5 лет будет то, что будет сражаться.
В этом кризисе мы заплатим неизбежно высокую цену за нежелание мыслить, делать выводы из своих ошибок и изменяться на опережение, а не под воздействием внешних обстоятельств. Именно поэтому над Второй Украинской республикой угрюмо смыкаются тучи. Округу освещают вспышки молний и слышатся раскаты «Градов». Во чреве хаоса зарождается новая жизнь.
Коментарі — 0