Что Украина выиграет от сговора США, России и Германии
Наглые предложения ЛНР-ДНР относительно широкой автономии в составе Украины отражают ход торгов между Россией и Западом относительно разрешения конфликта на востоке Украины.
Наглые предложения ЛНР-ДНР относительно широкой автономии в составе Украины отражают ход торгов между Россией и Западом относительно разрешения конфликта на востоке Украины.
С одной стороны, Путину необходимо как можно скорее прекратить санкции Запада, чтобы улучшить устойчивость российской экономики и вывести Крым из повестки переговоров с Вашингтоном и Берлином. Попытки Путина раскачать альянс США и Германии в целом провалились.
Как пишет Foreign Policy, украинский кризис пока не вбил клин между Вашингтоном и Берлином.
Согласно свежему опросу Pew Research Center, 72% американцев считают Германию надежным союзником, а 62% немцев придерживаются такого же мнения о США.
«Хотя, по некоторым данным, в 2014 году немцы, возможно, предпочли бы дистанцироваться и от Москвы, и от Вашингтона, сегодня 57% немцев полагают, что их стране важнее поддерживать крепкие связи с США, чем с Россией. Лишь 15% респондентов предпочитают крепкие связи с Россией, а 21% полагают, что лучше всего иметь одинаково тесные связи с Россией и США», — говорится в статье Брюс Стоукс
В плане Украины, отвечая на вопрос «Что важнее: жестко обойтись с Россией или сохранить крепкие экономические связи?» половина немцев сочла, что жесткость важнее. Несмотря на долгие торговые, инвестиционные и энергетические связи Германии с Россией, лишь 35% немцев выразили мнение, что лучше иметь крепкие экономические отношения с Москвой, говорится в статье.
Но все это не означает, что есть готовность ужесточать санкции. Американцы и немцы по-разному оценивают нынешнюю позицию США и ЕС.
54% и 59% американцев, соответственно, считают политику США и ЕС в отношении России недостаточно жесткой. В то же самое время 27% немцев называют политику США в отношении России слишком жесткой, а 35% — вполне адекватной. Политику ЕС 18% немцев считают слишком жесткой, а 44% — вполне адекватной. И лишь 23% и 26% немцев, соответственно, полагают, что Вашингтон и ЕС недостаточно жестки”.
Собственно говоря, в этих цифрах и есть суть позиции США и Германии, что прекрасно осознает Путин. С этой точки зрения, вторжение в Донбасс был инструментом повышения ставок после аннексии Крыма. Война на Донбассе принесла с собой издержки, которые тяготят как Россию, так и Европу. Обама также старается избежать излишней эскалации, потому что ему необходимо уйти с поста президента с хорошей репутацией. Поэтому он занял осторожную позицию, чтобы не навредить Хиллари Клинтон в президентской кампании 2016 года.
Наконец, есть Украина, где спустя более года после бегства Януковича, нет никаких серьезных реформ. Также есть углубление экономического кризиса и де-факто налицо развал правящей коалиции. При этом, как абсолютно верно указал Игорь Тышкевич в своей блестящей статье, конфликт на Донбассе Порошенко и Яценюк используют как предлог, что «реформы проводить нельзя».
В этой ситуации мотивация США и Германии вполне рациональна — нужно прекратить конфликт, который несет им издержки, а мир, возможно, увеличит вероятность того, что в Украине начнутся реформы. Это означает, что необходимо договориться об условиях мира. Вояжи Керри и Меркель в Россию показали, что “лет тронулся”. И если Путину нужно будет сорвать переговорный процесс, то он будет вводить заведомо невыполнимые или абсурдные требования, как это мы видим на примере заявлений ЛНР и ДНР.
В этой логике, для Путина важно, чтобы в Украине осуществилась любая децентрализация, федерализация и т.д., поскольку тогда он будет влиять на процессы посредством локальных элит и через замороженный статус конфликта на Донбассе.
Конечно же, остается открытым вопрос насколько были успешным переговоры Керри и Путина, Меркель и Путина. Логика будет гнать их к сговору, как я писал выше.
Однако, для Путина принципиально важно навесить ЛНР-ДНР на Украину, потому, возможно, он пойдет на ограниченную эскалацию во второй половине мая-июне, чтобы увеличить ставки и добиться своего, если Запад будет колебаться. В этой логике в июле-августе произойдет сделка между Вашингтоном, Московой и Берлином по поводу Украины. Если эскалации не будет, то они достигнут ее уже в июне.
Для нас поучительно будет вспомнить, что в схожем ключе развивалась ситуация в бывшей Югославии в начале 90-х годов. Тогда ЕС также навязывал Хорватии модель, где Сербская краина должна была быть автономией с широкими полномочиями. Хорваты решили проблему массированным наступлением — операцией “Буря”, которое выбросило сербов за пределы страны. В свою очередь, Босния и Герцеговина, где ситуация была более сложной из-за наличия практически равноценных трех этнических групп, пошла на поводу у Запада, Сербии и России и сегодня пребывает в жалком состоянии. Однако, стоит не забывать, что Хорватия готовила операцию «Буря» 3 года.
Украина сегодня находится в очень жалком состоянии, т.к. очень зависима от внешней помощи, а элита не нацелена на то, чтобы обеспечить мобилизацию всех ресурсов, чтобы более эффективно противостоять России и уменьшить внешнюю зависимость. Поэтому на данный момент судьба Украины будет решаться преимущественно внешними игроками, а, это значит, что Меркель и Обама имеют более чем достаточно аргументов, чтобы убедить Порошенко принять условия Путина, включая привязку Донбасса в том или ином формате к Украине. Взамен Украина получит финансовую помощь от Запада и России.
Это конечно же не решит принципиальные основания нашего кризиса, но позволит Украине выиграть время, чтобы решить вопрос смены неэффективных элит и осуществления реформ.
Напомню еще раз, что Хорватия начала наступление на сербов через три года. Я не уверен, что через два-три года мы будем готовы начать наступление на Донбасс, но абсолютно уверен, что это время нужно потратить на решение фундаментальных вопросов. В противном случае, судьба Украины будет и дальше решатся великими державами аккомпанемент диких воплей патриотической публики «про зраду».
Коментарі — 0