Как нам обустроить северо-запад Украины
На эти мысли меня навели еженедельные новости о янтаре.
На эти мысли меня навели еженедельные новости о янтаре. Каждую неделю показывают как силовики конфисковали какую то партию, как местные жители бунтуют и так далее. Главное в этом — почему бунтуют, почему лезут за своими помпами, ведь хищническая добыча янтаря уничтожает экологию региона, а, значит, и их будущее.
На самом деле, люди протестуют против слома уклада, где они научились зарабатывать на жизнь. Да, это примитивный и бесперспективный уклад, но для рядовых янтарщиков 5-6 тыс. гривен в месяц часто являются единственной возможностью прокормить семью.
После развала совка у них не осталось вариантов. Промышленный сектор умер. Потому нужно или уезжать, или идти на госбюджет, или заниматься нелегальщиной ( янтарь, контрабанда и т.д.).
Когда Яценюк говорит, что отдаст таможню британской компании, то он думает, что решает проблему. На самом деле, он ничего не решает, потому что не отвечает на вопрос — чем будут заняты люди, которые нашли себя в рамках нынешнего уклада на низовом уровне пищевой цепи. Это не те коррупционеры наверху, которые получают десятки, а то и сотни миллионов евро в год, а обыкновенные тетки, которые каждый день тащат блок сигарет через ПП Ягодин. Их десятки тысяч и им нужно что-то дать взамен. Если у человека что то забираешь, но не даешь альтернативу, то ты получаешь штурм погранпункта, где запрятали конфискованные помпы янтарщиков.
Таким образом, абсолютно верные попытки навести элементарный порядок будут обречены на провал, если они не будут готовы решения последствий, возникающих вследствие таких действий.
Это была преамбула. Теперь начинается основаня часть.
Занесло меня сегодня на часик на Шацкие озера. Что можно сказать по поводу увиденного.
Этот регион яркий пример того, как мы не используем то, что валяется под ногами и готово превратиться в миллиарды. Инфраструктура выглядит достаточно убитой, обновление на уровне каких то магазинчков и частных инициатив. Сервис убогий. На Свитязе я ждал когда среди сотен отдыхающих появится бабка и заорет: Пахлаааааааааааавааа, пахлаваааа. Бабка появилась, но орала: Пииирожки с черникоооооооой:))))
Из-за аннексии Крыма Шацкие превратились в мини-Крым. Очень много машин со всей Украины. Но также много поляков и белорусов.
И вот я что подумал. Ведь реально решение напрашивается само собой. Здесь целый рекреационный кластер можно создать. Трансграничный рекреационный кластер и затащить под это европейские (американские, саудовские, какие угодно деньги). ЕС точно дает деньги на такие совместные трансграничные проекты. Но для этого нужен целостный подход к этой территории как к единому комплексу.
Выстраивать проект нужно в рамках треугольника Люблин-Замосць-Хелм- Брест-Шацк-Ковель-Луцк используя суперпозицию на стыке границ трех государств.
Шацкие озера должны быть комплексом, где каждое озеро имеет отдельное позиционирование.
Допустим, Свитязь нужно затачивать на массовое потребление рекреационных услуг с детьми. Там должен быть большой аквапарк, зоопарк открытого типа и вся детская инфраструктура. Именно это озеро идеально подходит для отдыха с детьми.
Озеро Пулемецкое позиционировать под рыбную ловлю. Всякие чемпионаты, подводная охота бла-бла. Запустить много разной рыбы и делать из этого фишку.
Озеро Луки, опять-таки, допустим, для активного отдыха. Гребля, байдарки, дайвинг, там всякие маунтин-байки и так далее. Это озеро мускулистых тел и энергии.
Озеро Люцимер — под молодежный отдых. Организация всяких рок-концертов, а-ля Казантипов и так далее. В общем, секс, пиво и рок-н-рол. Ну, или транс, не думаю, что Армин ван Берен откажется приехать на Lake Trance Festival.
Озеро Островское — романтика. Места для влюбленных, первый поцелуй, первый зажим, короче точка, где проводят медовый месяц. Катания на лошадях под Луной, цветочные поля. Молодженам скидки. Клондайк для телепроектов а-ля «Четыре свадьбы».
Всю эту красоту связать велосипедными и пешеходными дорожками. Лошади опять-таки. Приоритет отдавать велосипедам, электробайкам и электромотоциклам, и пешим прогулкам. Организовать большую стоянку для авто. Продумать кучу маршрутов, чтобы там было интересно блуждать. Опять-таки ралли всякие по бездорожью, которое можно ориентировать на Шацк как финальную точку, а начинать в Киевской области.
Я бы еще подумал о создании образовательного кластера, который сразу будет ориентирован на несколько стран (Украина, Польша, Беларусь, Прибалтика). Мощный университетский проект с нуля. В формате экокампуса с заточкой под несколько перспективных направлений. Например, альтернативная энергетика региона. Возможно брать в долю крупную корпорацию вроде Apple или Tesla с прицелом на их планы. В любом случае, его реализация целесообразна уже после развертывания рекреационных проектов, когда появятся избыточные ресурсы.
Выиграют все участники концессии. Крупные города типа Люблина, Бреста и Луцка с Коволем начнут концентировать потоки, которые будут дальше перенаправлятся на Шацк. Потоки к тому же можно закольцевать и перенаправлять.
По ходу напрашивается скоростная электричка из Киева на Ковель (по линии Коростень-Олевск-Сарны-Ковель), а там можно будет продолжить на Хелм и Варшаву. Там же напрашивается скоростной маршрут Киев-Варшава с промежуточной остановкой в Люблине и Ковеле. Тогда не будет логистического тупика.
Нужно будет привести в божеский вид трассы Т-03-02, Р-15, Н-17 и М-19, чтобы упростить коммуникацию на Луцк и Львов. Дорогу из Любля на Шацк и до границы с РБ, само собой. Это потянет за собой и транзитные потоки, которые сейчас обходят регион из-за убитых дорог.
Тут же появляется мотивация развивать аэропорт в Луцке, с позиционированием под лоу-косты. Пример польского Жешува рядом вполне подходит.
Ключевой вопрос — где взять ресурсы?
Ответ: трансграничные проекты с ЕС, легализация коррупционной ренты, т.е. осовобождение от преследования капиталов, которые были заработаны на контрабасе и янтаре в обмен на вкладывание в инфраструктуру, которая даст массовые рабочие места, целые программы государства в инфраструктуру, которые будут запускать базовые процессы (возможно, в связке с ЕБРР и другими структурами).
Кто запустит? Да любой, кто будет смотреть на регион и страну как на целостный компекс внутри других целостных комплексов (макрорегионов Европы) и удержится от соблазна хватать здесь и сейчас. Средне и долгосрочные выгоды от развития очевидны. Думаю, что около 2 млн человек в год регион Шацких озер сможет потянуть вполне. Тогда проблема переориентации людей с контрабанды и янтаря не будет стоять на повестке дня в принципе.
Источник: Хвиля
Коментарі — 0