Юлія Латиніна Публіцист

50 миллиардов долларов: за ЮКОС или за Украину?

Гаагский суд присудил акционерам ЮКОСа 50 млрд доларов за украденную у них компанию, и решение это, несомненно, политическое. Это Путину не только (и не столько) за ЮКОС, сколько за Украину.

Гаагский суд присудил акционерам ЮКОСа 50 млрд доларов за украденную у них компанию, и решение это, несомненно, политическое. Это Путину не только (и не столько) за ЮКОС, сколько за Украину.

Не в том смысле, что кто-то звонил голландским судьям, а в том смысле, что судья — тоже человек и зависит от общественного и тем более собственного мнения. И мнение судей в Гааге о Владимире Путине десять лет назад, в начале процесса, было одним, а к концу процесса — после аннексии Крыма, после подвигов стреловых-гиркиных — другим.

Я думаю, кстати, что выноси английская судья Элизабет Глостер решение по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу сейчас, а не два года назад, то ее решение тоже было бы другим. Березовский, несомненно, сам виноват в своем проигрыше: он врал на суде, врал до суда, путался в показаниях, произвел чрезвычайно дурное впечатление… Но, уверяю вас, после аннексии Крыма Березовский получил бы несколько миллиардов долларов и во всяком случае не удавился бы в ванной от потери лица и смысла жизни. В этом смысле Борису Березовскому удивительно не повезло.

А Михаилу Ходорковскому — удивительно повезло (если это слово применимо к человеку, просидевшегому десять лет за решеткой ни за что ни про что).

Судите сами.

Президент Путин помиловал Михаила Ходорковского 19 декабря 2013 года. Майдан начался 23 ноября (то есть еще до помилования), в январе началась стрельба и покрышки, 21 февраля Янукович сбежал, а Крым Россия аннексировала 19 марта.

Вопрос: если бы аннексия Крыма и прочая новороссия планировались заранее, неужели бы Путин помиловал Ходорковского?

Ходорковский выскочил чудом, еще когда Путину было важно мнение международного сообщества, просьбы Ангелы Меркель (это она в первую очередь настаивала на освобождении), и когда Ангела Меркель еще не сказала по телефону Бараку Обаме свое знаменитое: «Этот человек живет в другом мире». (Что в другом — это ладно, но и ведь и нам всем приходится с ним жить в этом мире.)

Вообще вся история с освобождением Ходорковского — хороший пример того, что, судя по всему, в Кремле отсутствует какое-либо стратегическое планирование, и все, что он делает — это не результат каких-то хитроумных и долгоиграющих замыслов, а просто реакция на обстоятельства.

Разумеется, решение это еще может быть обжаловано, но, честно говоря, не советую. Дело в том, что решение в Гаагском суде было принято 18 июля — то есть еще до сбитого «Боинга». А если Россия его обжалует, то она обжалует его в голландском суде после сбитого голландского самолета. В новое решение войдет еще и «Боинг», и сумма будет уже не 50, а все 114 млрд долларов. Еще раз — не потому, что кто-то на судей будет давить. А потому, что внутреннее отношение судей к Кремлю еще раз изменится.

Разумеется, можно просто не платить, но в таком случае пойдут аресты государственного российского имущества — в том числе и имущества и активов госкомпаний — по всему миру. Учитывая, что активы и счета этих госкомпаний и так уже находятся под угрозой заморозки, все кончится для Кремля очень плохо.

Решение Гаагского суда прецедентно еще и тем, что за рубежом живет очень много людей, вынужденных бежать из России или продать свой бизнес по заниженной цене. В свое время решение судьи Глостер по Березовскому остановило вал их исков — теперь, после Гааги, «Боинга» и Украины, они могут повалить снова.

Много это или мало — пятьдесят миллиардов? Для России — немного, мы столько же затратили на Олимпиаду.

Для группы физических лиц — очень много. К примеру, состояние Билла Гейтса — 76 млрд долларов, Уоррена Баффета — 64 млрд, основателя «Гугл» Сергея Брина — 24 млрд долларов, основателя SpaceX и Tesla Motors Илона Маска — 11,7 млрд. К тому же во всех вышеперечисленных случаях речь идет об активах, а здесь — о кеше.

Но самой большой, несомненно, эта сумма будет представляться в Кремле, по коридорам которого и так бродит страшный признак «оранжевой революции», которым сурков и К пугают Путина аж с 2004 года. Напуганный свержением духовно близкого «золотого батона», Кремль делал все, чтобы пресечь Майдан в России на корню, — он заровнял политическое поле и заасфальтировал его, он пресек все источники финансирования любой оппозиции, и вот в результате этих усилий акционеры ЮКОСа получат пятьдесят миллиардов, которые, с точки зрения Кремля, теперь, конечно, все пойдут на оранжевую революцию.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: