Олег Рыбачук: Русский мир становится агрессивнее
«Оранжевый» евроинтегратор о том, как Кремль внедряет свои идеи в украинское общество
Западные неправительственные организации втягивают Украину в свою орбиту. Это заявление на днях в Москве сделал глава представительства «Россотрудничества» в Украине Константин Воробьев. На специальном совещании этого ведомства его представитель в Украине доложил, что западные информационно-культурные центры действуют в нашей стране более агрессивно, чем российские организации. Воробьев уверен, что иностранцы разными способами пытаются вовлечь Украину в орбиту Евросоюза и США. На эти цели якобы выделяются крупные суммы.
Особое негодование россиян вызвала активность в Украине польских организаций, которые якобы обрабатывают украинскую молодежь, формируя среди нее лояльные кадры. В «Россотрудничестве» уверены, что такая активность не всегда нравится украинцам, намекая на то, что к россиянам отношение в нашем обществе более дружественное, и если бы Кремль выделял больше денег, то внедрять идеи Москвы в головы соседям было бы намного легче.
С чем связана такая активизация внимания российских организаций к Украине, и чего еще ждать от пропагандистов идей Кремля? С этими вопросами «Главком» обратился к бывшему вице-премьеру по вопросам евроинтеграции Олегу Рыбачуку, который сейчас активно работает с западными неправительственными организациями.
Господин Рыбачук, с чем связаны такие неприкрытые призывы Москвы к более активному влиянию на украинское общество? И чего ждать в связи с этим обострением?
Это старая практика. С одной стороны мы имеем таких людей, как представители русского мира или империи. Это целая группа политтехнологов, активно работающих в Киеве, в Одессе, во многих городах. Вот сейчас идея русского мира трансформировалась в идею Евразийского Союза, которой Путин занимается. Она находит развитие во всяких инициативах, которые возглавляет Вадим Колесниченко, известный нардеп. Это все попытки втянуть страну, причем многими инструментами, обратно в сферу влияния Кремля.
Когда наша власть заявила, что стремится в Европу, официальный Кремль ответил, что очень уважает выбор украинского народа. Но как только украинский народ стал все чаще говорить о том, что он предпочитает европейские страны, у нас началась распространяться риторика о том, что украинцев там не ждут, что мы там не нужны, и стоять у дверей Евросоюза унизительно. Ну, а когда Украина уже стояла близко к подписанию соглашения о политической ассоциации с ЕС, это давление обрело уже неприличные формы. Тогда Путин и Медведев, перебивая друг друга, угрожали нам последствиями того, если Украина, не дай Бог, подпишет это соглашение с Европейским Союзом и не подпишет договор с таможенным Союзом. Потом пошли санкции и мы с вами свидетели. Последняя новость, которая обсуждается – экологический сбор на наш автотранспорт, который делает украинские автомобили дорогими для реализации в России. Иными словами идет торговая война. То есть идет экономическая, идеологическая, психологическая борьба за то, чтобы Украина осталась в сфере влияния Кремля.
Но Запад – это не то пугало, которым можно испугать украинцев. Многие из наших соотечественников, тем более молодое поколение, своими глазами уже увидели тамошний уровень жизни. И риторикой о том, что с Россией лучше, их уже вряд ли переубедишь.
Ну, какое-то же пугало должно быть, чем-то же нужно пугать. И нас с вами пугают страшным Западом. Что интересно, Кремль начал активно работать в Украине после оранжевой революции. Появились всякие православные организации, появились пророссийские молодежные организации, они проводят свои собрания просто как в анекдоте про автомат Калашникова: у них все равно получается такая постсоветская, довольно дубовая система потому, что они ее выстраивают по строгой вертикали. И они уверены, что Запад, работая и выстраивая контакты с гражданским обществом, используют такие же принципы, как и в Советском Союзе, но это совсем не так.
Чем же отличается активность западных организаций в Украине?
Люди, которые работали с западными фондами, они понимают насколько важны при этом принципы прозрачности: какая там бухгалтерия, какие там нужно прилагать формы отчетности, которые наших бухгалтеров сводят с ума. Я с этим столкнулся несколько лет назад. Слава Богу, что у меня есть очень хороший бухгалтер. Но это сотрудничество намного прозрачнее, чем любые отношения с российскими фондами. С россиянами очень просто работать, они просто дают деньги, очень часто наличку, и не заботятся об отчетности, если ты работаешь в правильном русле.
То есть, поскольку с россиянами нашим активиста проще работать, поэтому у Кремля больше шансов проповедовать свои идеи в Украине?
Кремль пытается конкурировать ресурсами, а их у него значительно больше чем у того же Запада. Это правда. Но Россия использует этот ресурс бездарно, потому что нет идей, нет ценностей. Продать Евразийский союз украинскому обществу намного сложнее, очень трудно объяснить его преимущество. Вот Путин сказал, что будет выгода в 9 миллиардов в год. Кто их считал? Откуда они там будут? Какая цена этого? А реальность такая, что сейчас просто ведется жесткая борьба и, причем эта борьба ведется именно с территории Кремля. Я что-то не помню, чтоб кто-то из западных политиков говорил о том, что Москва втягивает куда-то Украину. Они там все время повторяют как мантру одну вещь, что в стране должна быть демократия, равные условия, что, если мы хотим быть в Европейском Союзе, надо делать какие-то реформы. А с той стороны, из Москвы, мы слышим одно, что любой ценой нам нужно быть вместе, только вместе мы.…
Но с чем связаны последние заявления? Это значит, что Москва теперь добавит оборотов?
Мы же помним, что у нас парламентские выборы, осень, а скоро будет зима, а поэтому слово «Газпром» начнет скоро звучать каждый день. На самом деле у нас очень несправедливые экономические отношения с «Газпромом», это понятно любому эксперту. Но опять осень и опять будет нарастать истерия. Активизируются «колесниченки», языковые законы, русский мир становится агрессивнее, Запад опять превращается в «пугало» дьявольское, и это все будет нарастать с каждым днем избирательной кампании.… При этом наше информационное пространство вообще незащищено от этого потока.
Какие действия для популяризации идей русского мира будут еще предприниматься?
Думаю, что пора нам уже ожидать новый визит Кирилла. Надо ожидать активизации темы того, что будущее Украины лежит исключительно в союзе с Россией. Только Таможенный Союз и только объединенные усилия экономические, иначе мы никому не нужны. Вот это мы начнем сейчас слушать с утра и до вечера. На наши ток-шоу будут приглашаться очередные эксперты, которые будут нам объяснять, что жизнь без Кремля в принципе невозможна. Дальше наверняка активизируется тема защиты российского языка.
Как раз на днях Медведев уже дал распоряжение, что русский нужно активно продвигать.
Ну вот. Еще больше активизируется такое непонятное движение Медведчука, которое называется «Украинский выбор». Оно будет проповедовать идею того, что будущее Украины лежит только с Россией. Дальше мы с вами начнем слушать тему о федерализации, как важно, чтобы Украина была федеральным государством. Дальше начнется тема, что нужен референдум, как хорошо было бы сделать в Украине референдум, который бы просто порвал страну. Например, референдум о языке или еще о чем-то, о вопросах, которые страну просто бы порвали в клочья. Вот это все мы с вами сейчас будем слушать с такой наивной улыбочкой, мол, так это же демократия, давайте спросим у граждан, ну и так дальше.
Власть будет наблюдать за этим?
На Януковича будет нарастать бизнес-давление. Как ни странно, это будет происходить потому, что Янукович кажется им строптивым, в частности по газовому вопросу.
Как это на это будет реагировать Запад?
Запад сейчас занимает приблизительно такую позицию: выборы должны быть демократическими, лидеры оппозиции должны быть на выборах, а не в тюрьме. И эти выборы во многом определят европейские перспективы Украины.
Россия здесь будет проводить абсолютно другую политику, она на всех ток-шоу будет говорить о том, насколько унизительна для Украины ситуация, насколько в Брюсселе диктуют нам, как быть.
Дальше всплывет тема ручных студенческих движений, которые уже создал под себя Дмитрий Табачник. Они во всем поддерживают министра, и тему языка тоже будут продвигать. Они также уже создают какие-то организации, которые выступают против европейского будущего Украины. Например, я был в Одессе на ток-шоу и там был молодой человек, который представлял объединение «Мы - украинцы». Оказывается, это движение создано в пику движению «Мы - европейцы». То есть движение «Мы украинцы» выступает категорически против того, чтобы Украина стремилась в Европейский Союз. Причем парня там подобрали с нужной биографией – он учился в Германии, дескать, посмотрел и все «понял» для себя. Не знаю смеяться или плакать. Вот вся эта братия, в том числе некоторые одиозные журналисты сейчас активизируются. Они научились имитировать гражданские инициативы. Но я думаю, что особо чего-то нового там не придумаешь. Есть у них еще артисты, которые будут приезжать с гастролями и так грустно говорить: «Как же нас искусственно разделили», «Зачем нам эти границы?», «Мы же одна страна братская». Они приезжают сюда заработать неплохие деньги. Михалкову тоже пора уже сюда приехать. Все это идет по разным фронтам как кампания по удержанию Украины.
Вы не считаете, что такая активизация – это вина прошлой власти, которая так и не смогла окончательно убедить общество в необходимости европейского вектора развития.
Действительно, у пророссийски настроенных деятелей появилось ощущение, что, дескать, вот эти «оранжисты» потерпели фиаско, и теперь пришла власть, которая будет верно служить нам. Но так не получилось потому, что любой украинский президент хочет быть президентом страны, а не губернии. Поэтому Кремль теперь не поддерживает кого-то, а ослабляет всех. Поэтому мы с вами будем свидетелями того, как Москва будет обещать поддержку разным политикам.… Но самое интересное начнется перед президентскими выборами. Причем Януковича они не считают своим президентом.
Украина должна как-то реагировать на эти поползновения?
Должна! Но у нас МИД сейчас в странном положении. На самом деле наше дипломатическое ведомство исчезло и есть только один центр власти, и он находится на улице Банковой. Иногда, я смотрю, наши дипломаты могут делать довольно резкие заявления, они могут отвечать МИДу России довольно жестко. Обычно, это отражает генеральную линию, которая в президентском офисе рисуется. Но какая сейчас там линия, сказать сложно. Понятно, чтобы дипломаты могли реагировать, у нас должна была быть продуманная политика, у нас должны были быть определенные сильные позиции. Этими сильными позициями был и Черноморский флот, и интеграция в НАТО, интеграция в Европейский Союз. Но у нашего Президента, наверное, самая слабая позиция из всех Президентов Украины потому, что он не имеет союзников ни в Европе, ни в Америке. У него есть какие-то связи в Китае, которые там помогут сохранить ему часть его сбережений, наверное, в китайских юанях потому, что Китай не совсем член мирового финансового сообщества. Но Янукович-президент остался одни на один с проблемами страны.
Коментарі — 0