Нина Штански: Тирасполь берет курс на ЕврАзЭС

Нина Штански: Тирасполь берет курс на ЕврАзЭС

Глава МИД Приднестровья о планах открыть дипломатические представительства в Киеве и Москве

Команда Евгения Шевчука в декабре прошлого года победила на президентских выборах в Приднестровской Молдавской Республике политического долгожителя Игоря Смирнова. Теперь эта команда энергично принялась за реформы и придала новый импульс болезненному процессу молдавско-приднестровского урегулирования.

Об изменениях в Тирасполе и его новой политике «Главкому» рассказала министр иностранных дел ПМР Нина Штански.

Нина Викторовна, можно ли говорить о существенном прогрессе в вопросе урегулирования после демократической смены власти в ПМР?

Нам удалось создать новый полноценный переговорный механизм, ведущий свою работу на трех уровнях. На уровне экспертных/рабочих групп, которых сегодня уже 11, и создается отдельная подгруппа по вопросам банковского взаимодействия, прорабатываются конкретные проблемы, существующие между Приднестровьем и Молдовой в неполитических областях. На этом уровне мы целенаправленно стремимся не затрагивать вопросов, обладающих высоким конфликтным потенциалом. В настоящее время необходимо построить атмосферу доверия между сторонами, поэтому мы сосредоточились на решении социально-экономических вопросов. Более высокий уровень – это площадка «5+2». Политические представители сторон, опираясь на итоги работы экспертных/рабочих групп, в этом формате могут обсуждать и готовить к подписанию руководством государств соответствующих документов. Высший уровень – встречи Президента ПМР и премьер-министра Молдовы.

Теперь важно сохранить динамику взаимодействия. Мы ожидаем, что именно сейчас нам удастся показать реальный потенциал проведенной полугодовой работы.

С кем Тирасполю было легче искать выход из сложившейся ситуации - с коммунистическим руководством в Кишиневе или с правительством АЕИ?

Мне не доводилось работать с прежними властями Молдовы. Должна сказать, что переговорный процесс и сейчас идет очень непросто. Нами фиксируются отдельные попытки блокировать прогресс в нормализации двусторонних отношений. Но важно осознавать, что в прогрессе заинтересованы и жители обоих берегов Днестра и экономические агенты.

В своем недавнем выступлении на заседании Генассамблеи ООН Президент Украины Виктор Янукович объявил о приоритете приднестровского вопроса в период председательствования Киева в ОБСЕ. Виктор Федорович сказал: «Особое внимание мы будем уделять переговорному процессу по Приднестровскому конфликту, в разрешении которого Украина принимает активное участие уже много лет». А как вы оцениваете роль Украины и эффективность ее усилий по урегулированию конфликта?

Украина наш сосед, страна-гарант мирного политического урегулирования конфликта, участник миротворческой операции. У Приднестровья и Украины общие интересы в области безопасности, экономики, гуманитарного взаимодействия. Увы, в 2006 году Переговорный процесс был неожиданно прерван молдавской стороной 28 февраля 2006 года, а через несколько дней приднестровская экономика оказалась заблокированной. От тех мер пострадала и Украина, последствия блокады нами не преодолены до сих пор. Надеемся, что нынешний уровень взаимодействия в формате «5+2» позволит найти приемлемые для всех цивилизованные решения. Уверена, активная позиция Украины в этом вопросе станет весомым вкладом в достижение общего успеха.

Отказ Европейского Союза продлить санкции в отношении представителей руководства Приднестровской Молдавской Республики в форме запрещения въезда и перемещения по территории ЕС - это ожидаемый шаг или некий аванс?

Судя по риторике официального документа – это некое «поощрение» в связи с прогрессом в переговорном процессе. В Тирасполе этот шаг не считают достаточным. Санкции полностью не сняты, просто список так называемых «невыездных» руководителей Приднестровья на сегодняшний день остается незаполненным. Мы считаем недопустимыми те подходы, которые использует Брюссель в отношении приднестровско-молдавского диалога. В 2003 году Тирасполь заведомо объявили тормозом в процессе урегулирования и применили политику давления без каких-либо на то оснований. Позже вопрос снятия санкций обусловили наличием сложностей в функционировании в Приднестровье школ с молдавским языком обучения на латинской графике. Руководство этих школ на протяжении многих лет отказывалось получать регистрацию в приднестровских органах власти, несмотря на созданный специально для них облегченный режим. В этом году во всех школах Приднестровья учебный год начался вовремя. Формальные условия для снятия санкций выполнены. Но Брюссель оставил за собой право их возобновить, несмотря на согласованный при участии европейских представителей документ «Принципы и процедуры переговорного процесса», в котором исключается возможность применения односторонних и ограничительных шагов. Политика Брюсселя, на наш взгляд, только усложняет возможности Тирасполя и Кишинева приходить к компромиссам.

Какую задачу преследует последний Указ Президента ПМР «Об установлении специальных таможенных пошлин» и касается ли его действие украинско-приднестровских торговых отношений?

Указ Президента касается исключительно двусторонних отношений Приднестровья с Молдовой. Необходимо наводить порядок в торгово-экономических отношениях двух государств. В отношении товаров ввозимых в Молдову из Приднестровья давно действуют те же правила, как и в отношении товаров из других государств. В начале текущего года Приднестровье в порядке жеста доброй воли отменило ограничительную 100-процентную пошлину на ввозимые из Молдовы товары. В результате товаропоток из Молдовы резко вырос, но нельзя сказать о появлении выгод от подобных решений молдавской стороны для приднестровских производителей. Указ Президента направлен на защиту внутреннего рынка Приднестровья и устанавливает правила, действующие сегодня во всем мире.

Идет ли сегодня речь о системном - в будущем - сотрудничестве интеграционного характера между ПМР и ЕС, и/или с ТС ЕврАзЭС?

Мы не отказываемся от взаимодействия с Европейским Союзом в торгово-экономической сфере. Сегодня для нас ЕС – это огромный рынок, потребляющий существенную часть произведенной в Приднестровье продукции. Но рынок стран СНГ для нас не менее перспективен. Наша продукция в Украине, России, Белоруссии, Казахстане более конкурентоспособна. И, самое главное, этот рынок дает нам возможности для развития. Помимо этого важен и иной аспект. 17 сентября 2006 года народ Приднестровья на референдуме высказался за независимость и развитие вместе с Россией. Процессы евразийской интеграции, успешно набирающие силу, как представляется, дают нам реальную возможность осуществить волю народа. Поэтому могу ответственно заявить: да, Тирасполь настроен на выстраивание отношений с евразийскими структурами.

Занимается ли МИД ПМР развитием позитивного имиджа республики в других странах, и развитием сети диппредставительств, пусть и в такой специфической ситуации?

В новой редакции Концепции внешней политики ПМР, которая в настоящее время прорабатывается приднестровским внешнеполитическим ведомством при широком участии общественности, существенно развита та часть документа, которая определяет нашу политику в информационной сфере. Формирование национального брендинга станет одним из приоритетов внешней политики государства. У нас уже есть понимание, в каком направлении работать, есть конкретные проекты, которые, как я надеюсь, будут запущены в ближайшее время. Мы осознаем важность развития положительного имиджа республики за рубежом.

Что касается открытия дипломатических представительств Приднестровья за рубежом, то в классическом виде это пока возможно только в Южной Осетии и Абхазии. В этих государствах уже много лет действуют наши официальные представители. Наиболее актуально открытие представительств Приднестровья в Москве и в Киеве. Это входит в наши планы.

Вы работаете в правительстве, которое, видимо самое молодое на постсоветском пространстве. Как получилось, что подобралась именно такая молодая команда, и чувствуется ли стресс от ответственности?

Сразу отмечу, что наше правительство отнюдь не самое молодое из мне известных. Все, конечно, познается в сравнении. Если сравнивать с Кабинетом министров Приднестровья в прежние времена, то – молодое. Конечно, нам приходится трудно, слишком много проблем накопилось за последние годы, весьма тяжелое наследство. От нас от всех требуются сверхусилия только для того, чтобы у приднестровского общества появилась надежда на развитие. И поэтому именно молодость новой команды является тем фактором, который не позволяет опускать руки перед очередными вызовами. Мы справимся, для приднестровцев нет невыполнимых задач. Также как два десятилетия назад старшее поколение смогло создать и отстоять республику, сегодня мы сможем придать ей импульс для дальнейшего развития. Кроме того, в государственных структурах Приднестровья сегодня задействовано немало людей старшего поколения, многие из которых стояли у истоков создания республики. Мы постоянно в тесном контакте с общественными, ветеранскими организациями.

Вы активны в социальных сетях. Помогает ли такое общение с гражданами в работе, или забирает время?

Общение в социальных сетях позволяет держать руку на пульсе общественной жизни. Это хороший источник независимой информации, и пренебрегать им было бы неразумно. Конечно, это отнимает время, но общение в соцсетях уже стало непременным атрибутом моей повседневной работы. Кроме того, это расширяет возможности для обмена мнениями и распространения информации о Приднестровье для наших зарубежных партнеров, коллег, исследователей. Я пользуюсь «Фейсбуком», «Одноклассниками», «Твиттером». И все они – мои собственные СМИ.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: