Александр Рар: Тимошенко может попросить денег у друзей
Немецкий журналист и политолог – о «вопросе Тимошенко»
В интервью «Главкому» известный немецкий политолог и журналист Александр Рар рассказал о том, как видятся евроинтеграционные устремления Украины из ЕС. По его мнению, «вопрос Тимошенко» для некоторых стран Евросоюза не является ключевым для подписания Соглашения об ассоциации.
В то же время, по мнению Рара, у украинской власти не осталось свободы маневра – окончательно испорченные отношения с Россией подталкивают Виктора Януковича к ЕС и, соответственно, к освобождению Тимошенко.
Можно ли говорить об определенном успехе миссии Кокса-Квасневского?
Пока у нас нет ясности о результатах этой миссии, потому что окончательный доклад Кокса и Квасневского Европейскому парламенту должен был представлен в октябре, но его по срокам отложили на середину ноября. Он, конечно же, повлияет на решение Евросоюза, подписывать Соглашение об ассоциации или нет. И этот доклад даст оценку самой процедуре в деле Тимошенко, ведь там осталось еще очень много неясностей – справедливо она сидит или несправедливо, что она сделала в Москве, почему такой был подписан контракт, который с точки зрения нынешнего правительства навредил Украине, какими мотивами руководилась Тимошенко, или это какая-то полная бюрократическая неразбериха. Этот доклад действительно должен поставить все точки над «і», но нужно подождать его оглашения.
Все заинтересованные стороны говорят о желании решить «проблему Тимошенко», однако воз и ныне там. Чьей вины больше в том, что решение откладывается либо тормозится?
Я не думаю, что процесс затормозился. Сейчас процесс выходит на финиш, в самую горячую фазу. Сейчас нужно будет принять решения. Раньше Запад мог кричать и толкать Украину в сторону принятия решения по выпуску Тимошенко из тюрьмы. Украина могла играть на время или говорить «Это наши дела, не вмешивайтесь, давайте лучше договариваться об ассоциации». А сейчас документ по ассоциации готов, Украина большую часть своего домашнего задания выполнила, то есть у европейцев нету каких-то категорических моментов, мешающих подписанию этого соглашения. Вопрос теперь только в том, что будет с Тимошенко. Она по-прежнему является символом свободы или несвободы украинской юстиции, ответом на вопрос, является ли Украина правовым государством.
Существует несколько вариантов, на каких условиях освободить Тимошенко – помилование, частичное помилование, временная отправка на лечение. Какой из них наиболее вероятен?
Этот вопрос надо рассматривать в разных плоскостях. Главная плоскость – и Украина, и ЕС не хотят потерять свое лицо. Украина не хочет выглядеть в глазах мировой общественности и ЕС так, будто ее собственное законодательство не в порядке. Это, конечно, будет удар по самолюбию украинской власти и ей будет трудно сохранить лицо. Давление давлением, но все равно надо будет под конец сдаться и выпускать (Тимошенко – «Главком»). Но у Евросоюза – та же самая проблема. Он уже три года говорит «выпускайте Тимошенко» и готов открыть Украине двери в Европу, а это невозможно без того, чтобы главное, может, не фактически, а моральное требование к Украине было выполнено. Поэтому Запад тоже не может потерять лицо. В этой плоскости нужно придумать такое решение, чтобы и та, и другая сторона оказались в выигрыше.
Как это сделать? Всем понятно, что в законодательстве такой казус не предвиден. Не было такого (лечения заключенных за границей – «Главком») никогда. В советские времена было все просто: Запад менял каких-то шпионов на советских резидентов или все происходило так, как это было в случае Солженицина – его просто взяли и посадили в самолет в той же одежде, в которой выпустили из лагеря, и отправили во Франкфурт. Такой вариант всегда тоже возможен, и никто не будет спрашивать, нарушает ли Украина этим законы. Это просто гуманистический акт. Или обменять на кого-то… Хотя я не знаю, на кого там можно обменять? На Лазаренка?
Ну, там есть еще варианты: Мельник, Шепелев, Данилишин… Их тут всех «очень ждут».
Ну да, вот такой вариант, если вспомнить советские времена, возможен вне всякого правового поля. Второй вариант – была жена у академика Андрея Сахарова, которой нужно было операцию делать, но она боялась, что ее в Москве убьют на операционном столе, и поэтому улетела в Италию делать операцию. Ее туда выпустили. Правда, она тогда не была под судимостью, но ее муж – был. То есть можно найти и в новейшей истории такие казусы. И в конечном итоге, я думаю, Юлию Тимошенко выпустят – не обязательно в Германию, но, во всяком случае, на лечение. Потому что не подписание Соглашения об ассоциации после того, как отношения с Россией уже испорчены и не исправятся, даже если Украина не подпишет (Соглашение об ассоциации – «Главком»), и ожидания украинских элит большие – Янукович хорошо понимает, что назад он не может идти.
Фактически, можно даже не обсуждать – возвращается Тимошенко или не возвращается (в Украину после лечения – «Главком»).
Но это же, возможно, для Януковича самый важный вопрос – вернется ли она в Украину или нет!
Если она вернется – судимость с нее не будет снята. Думаю, об этом Янукович и говорит, что если Тимошенко вернется в Украину – она опять поедет в Харьков.
Заявление Сивеца о том, что Тимошенко может выйти на свободу, уплатив 200 млн дол. Штрафа – насколько вероятно, что стороны переговоров остановятся на таком варианте? Ведь понятно же, что Тимошенко, которая позиционирует себя честным политиком, физически не может иметь таких денег и поэтому платить откажется.
Это предложение, естественно, рассматривается. Такая возможность всегда была в западных судебных процессах, в рамках правовой системы – откупиться тем, что заплатить большую сумму, причем официально, чтобы не идти в тюрьму. Кое-кто этим пользуется.
Я думаю, что если этот вариант конкретно встанет на повестку дня – Юлия Тимошенко всегда может попросить ее друзей, которые у нее, я думаю, остались не только в Украине, эти деньги заплатить. Это сложный вариант, но я не знаю, что для Тимошенко сейчас важно – действительно вылечиться от болезни или она просто повод ищет уехать куда-то, где она смогла бы заниматься политикой и собирать силы для похода на Киев, в «кавычках»? Все стороны пока открыто карты на стол не кладут.
Но времени остается все меньше, и уже слышны разговоры, что Тимошенко могут освободить уже после подписания Соглашения об ассоциации. Европа пойдет на это?
Тут вопрос в том, что внутри Европы тоже есть коалиция стран, которые готовы подписать Соглашение даже при таких обстоятельствах: Украина изменит законодательство и после этого Юлию Тимошенко рано или поздно выпустят, потому что тот закон, по которому ее посадили, больше не будут действовать. Но при таком варианте те страны, которые пойдут на подписание, должны будут убедить остальных своих коллег, что Януковичу можно верить. Будет много тех, кто скажет, что Януковичу трудно верить, он уже обещал много.
Надо сказать, что в Европе тема Украины не настолько фигурирует в СМИ, как в Украине думают. Эта тема все же мелькает, но она, действительно, не суть важна для европейцев. 99% граждан ЕС не слышали об этой проблеме и не знают, что она вообще существует. Эти все разговоры происходят в основном в тех частях политических элит, которые занимаются восточным партнерством. А из них все-таки многие склоняются к тому, чтобы подписать, потому что судьба Тимошенко менее важна, чем геополитическая сторона – не отпустить Украину к России. Но есть влиятельные государства внутри ЕС, к ним относится и Германия, которые сегодня, даже несмотря на присутствие геополитического видения, все равно считают, что нельзя поступаться принципами морали и политики ценностей, которая все более характерна Евросоюзу. В таких странах будут напирать на то, чтобы Тимошенко выпустили из тюрьмы на лечение.
Может ли Россия за то время, которое осталось до саммита в Вильнюсе, успеть сорвать подписание Соглашения?
Сейчас во всех российских СМИ идет попытка их (российских властей – «Главком») точку зрения представить, давить на Украину, заниматься всякими манипуляциями общественного мнения. С российской точки зрения есть абсолютно легитимный интерес. Надо признать, что ее Евроазийский союз без Украины – нонсенс, он не существует. Поэтому они теряют идею, саму идею объединения политического и экономического. Действительно, сложно для российского интеллигента согласиться с тем, что для Украины после ассоциации, как подсказывает логика, если она будет выполнять все требования ассоциации (в чем я, к слову, сомневаюсь), следующим логическим шагом станет прием в НАТО. Хотя об этом открыто пока никто почти не говорит. Поэтому для России все это неприемлемо, она открыто об этом заявляет. Единственное, это контрпродуктивно, потому что сейчас границы настежь открыты, и вместо того, чтобы манить Украину в Таможенный союз – были «торговые войны». Ну как можно манить братскую страну силой?
Но надо понимать, что однозначный выбор Украина все равно не делает – ни в сторону ЕС, ни в сторону России. Она все равно будет находится на стыке двух цивилизаций, двух полюсов. Если бы Россия на это спокойнее посмотрела… А так своим давлением она может только еще больше испортить себе отношения с ЕС. И рано или поздно Россия сама будет подписывать какую-нибудь ассоциацию с Евросоюзом, потому лучше не мешать Украине, чтобы та могла потом помочь. Вот на этот уровень должен переходить разговор, но, к сожалению, ни российские, ни украинские политики к такому конструктивному разговору об общей Европе просто не готовы.
Коментарі — 0