Святослав Вакарчук: Все, что происходит сегодня, - это становление гражданского общества
Я не думал, что когда-нибудь доживу до такой ситуации
Это нельзя назвать обычным интервью. Обычно к интервью готовятся, продумывают вопросы, идут предварительные договоренности… А тут все получилось спонтанно. Лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук пришел в четверг вечером в Раду, поднялся в ложу прессы и оказался в непосредственной близости возле корреспондента «Главкома» (потом выяснилось, что в Раду его провел через многочисленные кордоны Беркута депутат Вячеслав Кириленко).
«Я лично знаю многих депутатов, хочу на них повлиять, чтобы приняли правильное решение», - объяснил Вакарчук свой приход. Он был довольно осторожным в своих ответах, подбирал слова, на некоторые вопросы предпочитал отвечать в режиме «not on record», но, тем не менее, разговор получился довольно откровенным, эмоциональным и где-то даже мировоззренческим.
Святослав, как бы вы назвали то, что сейчас происходит в стране? Когда на улицах убивают людей, не работает метро… Что это?
Как бы я это назвал? Ужас! Масака! (не может быть – яп.) Я не думал, что когда-нибудь доживу до такой ситуации. Думаю, и вы не думали, что доживете до такого. К сожалению, это случилось.
Как думаете, есть ли смысл дальше вести переговоры с Януковичем, после того, что случилось?
Пока идет речь о людских жизнях, есть смысл вести переговоры с кем угодно. Без фамилий. Любые фамилии тут лишние.
Но все-таки без фамилий в такой ситуации обойтись тяжело. Нет ли у вас ощущения, что Виктор Федорович выбрал путь Кадаффи?
Вы сами это сказали. Знаете, я не люблю громких заявлений, поэтому говорю очень осторожно.
Все эти три месяца, пока шло противостояние, многие говорили про российский след во всех этих событиях.
Думаю, украинцам нужно поменьше оглядываться, кто в этом виноват. ЦРУ, Россия, Восток, Запад… Надо научиться разбираться самим в своих проблемах. Если мы не научимся разбираться сами, тогда мы станем полноценной нацией. Тогда все будет лучше. Если мы будем говорить, кто на нас влияет - восток, запад, одни, другие, первые, десятые, злые демоны… У нас есть своя страна, нас 45 миллионов человек. Мы разве не можем разобраться в своей ситуации? Если мы не можем, тогда кто мы такие, что мы за нация?
И действительно, что мы за нация? И состоялись ли мы как нация?
Мне кажется, что все, что происходит сегодня в стране, - это становление гражданского общества. Даже путем таких страшных жертв. История знает много примеров, когда западные демократии, большие европейские нации проходили через большую кровь для того, чтобы случилось, то, что случилось. Чтобы жить по правилам.
Нужно понять, что у нас все будет хорошо, не тогда, когда мы победим, а тогда, когда в стране появится большой общественный договор. Когда у нас буду правила. Одно, второе, третье, десятое… Это и есть настоящая европейская демократия. Это даже не изменение Конституции, а чтобы люди договорились, что на улицах мусорить - плохо, что брать взятки – плохо… Когда большинство начинает жить по правилам, то сразу становится все ясно.
Наша основная проблема (не сегодняшняшнего дня, а общая), мы ждем, что кто-то придет и что-то сделает. Когда мы с вами, каждый из нас, сделает что-то и за нам присоединится еще больше таких людей, то пройдет еще несколько лет и существенно изменится ситуация в стране. Это первое.
Второе, за последние годы Украина очень серьезно потеряла в образовании. Новое поколение очень необразованное. Интеллектуальный уровень нации падает. Чем менее интеллектуальное общество, тем легче им управлять. А при низком интеллектуальном уровне просто возникает проблема нормально заработать себе не хлеб. А если нет среднего класса, значит, люди разделены на бедный класс и на маленький класс богатых.
Святослав, у нас, к сожалению, не только классовое разделение. Давайте смотреть правде в глаза, люди на юго-востоке в большинстве своем несколько иначе оценивают события в Киеве, чем мы с вами.
А вы уверены, что это именно так, что подавляющее большинство людей так думают?
Иначе сформулирую вопрос: когда все закончится, страна останется такой же как есть или изменится?
Это зависит от каждого из нас. Я считаю, что Восток должен научиться слушать Запад, а Запад должен научиться слушать Восток. Тому политику, который потеряет свой рейтинг, похоронит его, но реально сделает все, чтобы сблизить две части нашей страны, надо будет поставить памятник.
Но уже 22 года прошло.
Ганди смог объединить страну, которой не было. Огромное было количество этносов и национальностей. И у нас такой политик найдется.
Коментарі — 0