Сергей Куницын: Среди наемников на Донбассе – и сербы, и негры, и арабы, и чеченцы
Нардеп-афганец уверен: страна потратит годы на отлов вооруженных бандгруппировок на Юго-Востоке
Пока на украино-российской границе – интрига, будет вторжение или нет, все оценивают эффективность прохождения пресловутой антитеррорестической операции. Депутат-«ударовец» Сергей Куницын, экс-представитель и.о. президента в Крыму, рассказывает «Главкому» про ошибки руководства АТО на Донбассе, количестве наемников на юго-востоке, сравнивает нынешнюю ситуацию с афганской и прогнозирует будущее Крыма.
Вы верите в отчеты украинской власти об установлении контроля за украино-российской границей?
Победу там мы еще долго не одержим, а сейчас главная задача – локализация ситуации. Даже если мы разгромим крупные бандформирования и установим мир, думаю, еще годами будем ловить там всякие мелкие группы – армия войны выросла большая. Мне это напоминает афганскую войну, когда граница с Пакистаном была открыта. Первые годы 40-я армия там воевала и не могла достичь побед, потому что через караванные тропы шли партии оружия и моджахедов. У нас тоже граница до последнего времени была огромной дырой, через которую шли боевики, боеприпасы, техника и так далее. Поэтому закрытие этой границы было правильной военно-стратегической задачей. Если она действительно перекрыта, то это серьезная, пусть тактическая, но победа.
А реально эту границу постоянно удерживать?
Удерживать можно относительно – все основные дороги и пункты пропуска. Понятно, что все тропинки не перекроешь, но, по крайней мере, проселочные дороги и блокпосты удерживать надо. Важно остановить движение транспорта и бронетехники. Реально там, конечно, надо строить фортификационные сооружения, но мы же не ожидали этого всего. У нас даже армейские части расположены или в центре или на западе страны, потому что мы считали, что с востока на нас никто никогда не нападет и многие части там были расформированы.
А стенку на границе построить, как предлагают, реально?
Это колоссальные затраты, и в бюджете таких денег нет. Если бы наши олигархи скинулись, можно было бы что-то сделать. Тарута, по крайней мере, в Донецке хотя бы противотанковые рвы вдоль границы соорудил.
Вы, как представитель «афганцев», встречались с Президентом?
Я встречался с Петром Алексеевичем и изложил ему наше видение ситуации. У нас подписан договор от 26 апреля между кандидатом в президенты и всеукраинской ассоциацией ветеранов Афганистана, которую я возглавляю, что мы его поддерживаем на выборах. Он же после выборов поддерживает нас в части социальной защиты. Тем более, сейчас участников боевых действий добавится и семьи погибших, к сожалению, добавятся.
Вы что-то конкретное советовали Порошенко по ситуации на востоке?
Есть предложения как закрытого, так и открытого характера, но совершенно очевидно, что главное сейчас – недееспособность руководства Генштаба, которая приводит к неоправданным жертвам среди военнослужащих украинской армии. Это и сбитый Ил-76, и трагедия под Волновахой, и гибель наших десантников… Я вхожу в комиссию по расследованию теракта с Ил-76 и могу сказать, что безответственность, безалаберность и непрофессионализм отдельных военных начальников привели к этим жертвам. В то время как отдельные наши генералы проявляют чудеса героизма и мужества. Скажем, есть замначальника Генштаба генерал-лейтенант Муженко, который в атаку сам ходит с бойцами, есть генерал-майор Воронченко, который командовал береговой обороной в Крыму и которого пять дней в плену держали… У нас достаточно квалифицированных подготовленных людей с военностратегическим мышлением. Мы считаем, что должен быть единый координационный центр АТО. Ведь все министры-силовики – равнозначные фигуры, так как может министру обороны дать команду министр внутренних дел или Госпогранслужба? Нужен координирующий центр, который может возглавлять либо секретарь СНБО, либо первый вице-премьер по силовому блоку, либо начальник Генштаба, либо министр обороны. Но совершенно очевидно, что кто-то здесь в Киеве должен быть координатором всего, что происходит.
А сейчас это как происходит?
Сам Президент – верховный главнокомандующий, но ему нужен, если говорить военным языком, начальник генерального штаба всей силовой структуры Украины. В зоне АТО есть свои командиры, но все равно каждый из них в Киев докладывает своим министрам. Конечно, война на Востоке – вопрос номер один, но у главы государства есть еще и международная деятельность и внутренняя политика… То есть необходим человек, который денно и нощно будет заниматься обеспечением взаимодействия всех силовых министерств и ведомств.
Вы были на Донбассе в последнее время?
Я был в мае, когда мы вчетвером с афганцами летали в Луганск. Мы встречались с теми, кто захватил СБУ, даже ездили с ними во львовскую бригаду ВДВ, потому что этим ребятам рассказали, что там стоит полк американского спецназа. Мы показали, что никакого там спецназа нет, а там сидят наши дети – десантники, которые на тот момент были голодными, в расползшейся обуви, без воды… Мы им оказали практическую помощь, пристыдили тех, что были в здании СБУ – если уж вы такая правильная десантура, то помогите ребятам. И те помогли – по-моему, даже полевую кухню им привезли. И в Одессе я был, потому что я там являюсь доверенным лицом Петра Порошенко…
Как вы сейчас оцениваете соотношение сил на востоке, участвующих в противостоянии?
Такой статистики, думаю, нет ни у кого. По разным данным, в Луганской области около 5 тысяч активных боевиков, отряды по сто-двести человек. Там, в основном, силовой структурой управляет атаман Козицын, в то время как Болотов больше политическая фигура. В «донецкой республике» – Гиркин.
Который Козицына очень не любит.
В Луганске существует один центр управления областью и всеми военизированными структурами, в Донецке же, где действуют около 10 тысяч боевиков, – совсем другая ситуация. Там очень много полевых командиров, чуть ли не в каждом городе, и не факт, что эти бригады друг другу подчиняются. Тот же Стрелок сам по себе. Во-первых, Донецкая область в два раза больше Луганской, во-вторых, крупных городов и населенных пунктов там очень много.
А какое соотношение наемников и тех, кто просто взял оружие в руки и решил повоевать?
Есть профессионально подготовленные руководители, офицеры ГРУ, ФСБ – их не так много. Наемников, конечно, очень много – там и сербы, и негры, и арабы, и чеченцы.
Со всех сторон или только с той?
В украинской армии, даже в батальонах теробороны, граждане Украины.
А не стоит ли нам также привлечь иностранцев?
А зачем? У нас 120 тысяч ветеранов Афганистана со средним возрастом 49 лет, 125 тысяч ветеранов ВДВ и тысяч десять ветеранов спецназа. Посчитайте, какая это армия.
И почему с такими возможностями армия не может ничего поделать с несколькими тысячами ополченцев?
Много афганцев воюют и успешно на юго-востоке, но были проблемы с их легализацией. Мы недавно приняли решение об увеличении призывного возраста до 60 лет. Представьте – человек погиб, но он не был официально признан, потому что возраст был предельный. Соответственно, его семья не получает никаких компенсаций.
По численному составу противоборствующих сторон там приблизительный паритет, другое дело, что у украинской армии есть авиация, бронетехника, танки. Если добавить пограничников и войска территориальной обороны – то получим превосходство, которое дает результаты. Но по численности украинская армия даже в два раза не превышает террористов. Понятно, что те тоже что-то перетаскивают – несколько танков, зениток, БТРы, но это нельзя сравнивать. У них другие козыри – они находятся в жилых кварталах, прикрываются пленными, мирным населением. Украинская армия не ведет себя как российская в Грозном, которая просто стерла город с лица земли, а потом договаривалась с теми, кто выжил.
Кто сейчас воюет на стороне украинской армии? Есть ли какая-то существенная дополнительная мобилизация?
27 батальонов территориальной обороны – это численный состав в 16 с лишним тысяч человек. Посчитаем – у нас в общей сложности 50 тысяч пограничников, во внутренних войсках около 40 тысяч. Сил и средств достаточно, другое дело, что были проблемы со средствами защиты, с экипировкой, с приборами ночного видения, но сейчас вроде ситуация налаживается. Беда в том, что у нас лет восемь-десять назад была полностью разрушена служба тыла. Раньше существовали взводы и роты материального обеспечения, которые могли разворачивать полевые кухни, организовывалось питание, вплоть до того, что в советской армии были свои свинарники. Потом все это было ликвидировано, армию стали обслуживать частные структуры. И что сейчас – эти частные структуры поедут с войсками, которых нужно кормить в поле? Сейчас служба тыла восстанавливается, но делается это на марше. Мы уже выделили на армию 11 миллиардов и сейчас идут более мелкие транши – по 400–500 миллионов. Люди 130 миллионов собрали, и только на бронежилеты 80 миллионов ушло. Армия финансируется за счет урезания других программ, но что нам остается делать?
Ил-76 сбил профессионал или кто угодно может это сделать, только современную технику дай?
Даже не профессионал, а группа профессионалов, потому что было произведено несколько выстрелов. Притом что самолет поразили две ракеты, он должен был приземлиться нормально, потому что он надежный. Но нападавшие профессионально добили его из установки ЗСУ-23 – спаренной «зенитки», которая стреляет 26-миллиметровыми снарядами как пулемет. Эти снаряды были выпущены в топливные баки плюс все, кто там находился, были с оружием, патронами, гранатами, везли три единицы бронетехники – и все это «гакнуло».
Проходила информация, что у Украины едва ли не десяток боеспособных вертолетов. Это правда?
Нет, у нас было около ста боевых самолетов, а вертолетов, если мне память не изменяет, около трехсот. Из них боевых – МИ-24, которых называют «крокодилами», штук 60. Много транспортно-боевых – МИ-8, они имеют вооружение, но не бронированы. В Африке сейчас более 20 украинских боевых вертолетов в хорошем состоянии, из которых, по-моему, как раз 15 бронированных «крокодилов». Думаю, в ООН нас бы поняли, если бы мы вернули домой два батальона и авиагруппу, которая бы очень сегодня помогла на Донбассе.
Сколько оружия на Донбассе, по прикидкам, в свободном доступе?
Это знают спецслужбы, но достаточно сказать, что когда они захватили СБУ в Луганске, там было полторы тысячи автоматов и даже ракетно-зенитный комплекс. Если же посчитать, сколько они позахватывали воинских и милицейских частей, думаю, десятки тысяч единиц стрелкового оружия на руках. Тем более, они захватили Луганский патронный завод, так что со стрелковым оружием у них вообще проблем нет.
Думаю, когда мышеловка захлопнется (а у нас нет другого выхода) и границы будут закрыты, потом будет локализация очагов и освобождение городов. Рано или поздно мы выйдем на мир – крупные формирования либо разоружатся, либо будут уничтожены, а вот на отлов всяких мелких групп по пять-десять человек могут годы уйти. Это же как наркотик – люди получили кайф оттого, что с автоматами можно пойти и легко кого-то ограбить. Тем более, что люди, которые оттуда убегают, бросают, все и есть, что грабить.
Это Донбасс – такой специфический регион или при желании такую жуткую обстановку можно создать где угодно?
Если бы не было внешнего фактора и канала поставки боевиков и вооружения с Российской Федерации, поверьте, там уже бы все закончилось. А так, в любой области можно такое организовать, особенно в приграничной. Нам надо сегодня перекрывать не только границу с Россией, но и на административных границах Донецкой и Луганской областей усиливать блокпосты. Ведь если им там кислород перекроют, им же надо будет куда-то просачиваться.
А почему именно административных границ? Боевики же контролируют эти области далеко не полностью.
Я вообще считаю, что должен быть указ Президента или постановление Кабмина об определении границ проведения антитеррористической операции. Это нужно и для населения, и для военных, которые должны понимать, в рамках какой территории они являются участниками боевых действий.
Вы являетесь сторонником введения военного положения в тех областях?
Фифти-фифти. Если вводить военное положение, тогда никаких выборов не будет.
Так выборы все равно не раньше осени, к тому времени, может, это военное положение отменят.
Тут важна не форма, а суть того, что надо сделать. Можно хоть горшком назвать – лишь бы результат был.
Вы верите в реалистичность мирного плана Президента?
А какой вариант – просто продолжать мочилово? По крайней мере, он делает шаги, которых не делал тот же Турчинов. Он пригласил на разговор законно избранную элиту Донецка и Луганска – это легитимная власть местного уровня.
А эта легитимная местная власть контролирует там ситуацию?
Где контролирует, где нет. Но с ней надо советоваться, потому что она законно избранная и ее никто не переизбирал. Президент же показывает, что готов идти навстречу требованиям регионов. Причем это надо было делать еще в самом начале этих событий.
Насколько донбасские элиты, на ваш взгляд, виноваты в нынешнем разгуле сепаратизма у себя в регионе?
Они заигрались и довели ситуацию до абсурда. Эти олигархи, мэры, депутаты сидели и думали – подумаешь, там сто пацанов за русский язык и федерализацию, и мы, в общем-то, не против. А машина работала, соседи не спали.
Но очень сомнительно, что сосед так уж хочет откусить у нас Донбасс. Чего он на самом деле хочет?
Твердо убежден, что ни Луганск, ни Донецк России не нужны. С Крымом другая история – во-первых, там два миллиона жителей, во-вторых, там база Черноморского флота. А на Донбассе, извините, под десять миллионов народа, депрессивная территория – и России надо этот кусок с геморроем присоединять? Другое дело – подбрасывать дровишки и подливать бензинчика.
Вы верите в то, что финансирование этих беспорядков идет из бюджета Семьи?
Убежден, потому что это их вотчина. Если бы сейчас было тихо и спокойно, были бы уже Гаагские трибуналы, их бы искали, а так пока не до них. И это с выгодой для себя использует соседнее государство. Но заметьте – если еще две недели назад тот же Гиркин был вальяжным и хамовитым чуваком, то сейчас он уже выглядит осунувшимся и истощенным.
Вы верите, что Гиркиным, Болотовым, Бородаем кто-то управляет извне или они сами по себе такие идеалисты?
Не сомневаюсь, что извне. Они рассчитывали устроить на Донбассе кипеш, а Россия по крымскому сценарию оттяпает территорию. Но и международное сообщество против, и украинская армия с силовыми структурами стали другими. Россия же понимает, что если они пойдут дальше, будет третий этап санкций, который приведет к параличу отдельных отраслей.
Вас пускают в Крым?
Нет. Самое парадоксальное, что нет решения федеральных служб о таком запрете, а местные власти одного из, как они говорят, федеральных образований почему-то решили объявить нас персонами нон-грата. Обстановка, конечно, там сложная, потому что ни одна изолированная территория в мире не развивалась, никаких инвестиций не было. Какой бы жемчужиной Крым не был, это – депрессивный регион, у которого более половины бюджета не хватало на содержание. Сейчас содержание Крыма легло бременем на российские власти. Курортный сезон сорван, потому что из 6 миллионов отдыхающих 4,5 миллиона составляли украинцы, которые туда не едут.
Но Россия же централизованно собирается отправлять туда на отдых сотрудников госкорпораций.
Централизованно можно купить путевки в санатории, но организованные туристы всегда составляли лишь 10% от общего числа. А пол-населения Крыма зарабатывало на «дикарях». Сейчас же за сдачу жилья в наем нужно платить 30 рублей с квадратного метра, причем сдал или не сдал – все равно плати. Финансовый запас у людей истощается, потому что гривну, которая была на черный день, люди выбросили – скупили все товары. Зарплаты повысили только бюджетникам, но две трети людей как получали 5–6 тысяч гривен, так и получают, только в рублях. А цены растут, потому что товары из Украины не идут, а через Кубань завозить их на паромах очень затратно. Розовые очки пора снимать.
А зачем Россия блокирует поставку украинских товаров, если на полуострове дефицит?
Они наоборот хотят коридоры пооткрывать, но сами украинцы не хотят туда ничего поставлять, потому что там и рэкет, и «самооборона», и преступность колоссальная.
Нынешние чистки в крымской власти – это следствие того, что «не оправдали высокое доверие»?
Темиргалиев и компания всегда были нечистоплотными на руку. Вместо того, чтобы заниматься энерго- и водоснабжением они начали дерибанить санатории, «гуманитарку» из России… По моим данным, там грядет еще серия отставок.
Когда думаете вернуться в Крым?
Откуда я знаю, когда разрешат въезд… У меня мама там осталась, не могу ни на могилу к отцу, ни к бабушке с дедушкой съездить.
Коментарі — 0