Мэр Свердловска Александр Шмальц: Боевики занимаются своим делом. Они меня не трогают, а я их
Глава оккупированного города на Луганщине убеждает местных жителей: в отсутствии зарплат, пенсий и воды виноваты не боевики, а украинские власти
Свердловск – один из оккупированных городов на Луганщине. Населенный пункт располагается очень близко к российской границе, поодаль от активных вооруженных противостояний между Украиной и самопровозглашенными республиками «ЛНР» и «ДНР» и российской армией, которая теперь открыто вторглась в нашу страну. Крупных боев и значительных разрушений в Свердловске практически нет. Сюда лишь изредка залетали снаряды пару месяцев назад. В конце апреля в город зашли боевики «ЛНР», которые контролируют его по сегодняшний день.
Несмотря на оккупацию, городской голова Свердловска, член Партии регионов Александр Шмальц как работал на своей должности, так и остается мэром до сих пор. Похоже, боевиков такой руководитель устраивает. «Я их не трогаю, а они – меня», - объясняет ситуацию сам мэр.
В интервью «Главкому» Александр Шмальц с неохотой говорит об отношениях с боевиками, орудующими в городе. Руководитель Свердловска также не хочет рассуждать на тему, кто виновен в конфликте на Донбассе. При этом Шмальц не устает обвинять Киев в прекращении… поставок воды из Луганска, подконтрольного тем же боевиками. Очевидно, такая риторика выгодна захватчикам и находит поддержку у местного населения, отрезанного от украинского инфрмпространства. По мнению Шмальца, именно центральные власти, а не вооруженные люди на улицах виноваты в том, что местные жители теперь не получают зарплат и пенсий, медикаментов и воды.
Впрочем еще в мае городской голова Свердловска довольно однозначно возложил ответственность за происходящее на Донбассе на руководство страны: «Власть в Киеве должна понимать свою ответственность за обострение политических разногласий, за нежелание идти на компромисс, за то, что общество поляризировалось и нам приходится жить в условиях военного времени…». Позиция Шмальца – довольно типичная для руководителей захваченных боевиками городов. Многие из них вообще не выходят на люди, ничего не комментируют, «болеют», подают в отставку, либо в срочном порядке уходят в отпуск на неопределенный срок. При этом пока ни один из руководителей городов на Донбассе своей вины в том, что происходит в регионе, не признал.
Какова ситуация сейчас в городе, который подконтролен боевикам который месяц?
В городе ситуация спокойная. У нас нет боевых действий, и дай Бог, чтобы их не было. Люди очень встревожены тем, что не выплачиваются пенсии третий месяц, не выплачивается зарплата бюджетникам, не проводятся социальные выплаты. Сегодня ровно месяц, как наш город отключили от подачи воды, ведь воду мы из Луганска получаем. Если такие эксперименты в Украине будут делать, то, думаю, сильно уважать киевскую власть люди не будут.
Но Луганск, из которого вы получаете воду, контролируют те же боевики. Как они решают проблему отсутствия воды?
Киев остановил выплату пенсий, как я могу решить вопрос поставки воды? Это просто издевательство над людьми. Причем здесь пенсионеры, которые честно заработали свои деньги, и теперь не могут получить свои пенсии? У нас в 100-тысячном городе 36 тысяч пенсионеров, из которых 20 тысяч получают минимальную пенсию. Пенсии нужно отдать людям, тем более, что военных действий у нас нет.
Как люди выживают без денег, и каким образом вы помогаете?
Включается в работу волонтерское движение, люди друг друга поддерживают, помогает сосед соседу. У кого есть родственники, то они помогают. Перебиваются люди как могут. Я же говорю, третий месяц люди не получают пенсии, многие на «минималке», есть зависящие от инсулина, который не завозится. Одним словом, кошмар! Зачем делать такой эксперимент над людьми, зачем? Потом они будут власть любить? Они никакую власть любить не будут!
Подождите, украинские власти не контролируют сейчас город. Вы сами знаете, что у вас все под контролем российских боевиков. И единственный представитель легитимной власти – это вы.
Да, я на месте, я никуда город не покидал и не покину его. Меня народ избрал на 4-й созыв (4-й срок подряд), я буду с народом до конца, а дальше будь что будет. Будет то, что скажет мне народ.
В отличие многих других городов на Донбассе, где городские головы от греха подальше либо ушли в отпуск, либо сложили с себя полномочия мэров, вы по-прежнему остаетесь работать на своей должности. Как вам удается договариваться с вооруженными людьми, которые по факту террористы?
Договариваюсь как могу. О чем удается, договариваюсь, о чем не удается – не договариваюсь. Я же не Господь Бог, что со всеми могу договориться. Мы (городские власти – «Главком») не прячемся, не убегаем от народа. Народу и так тяжело, а если мы, власть, спрячемся, то грош цена нам будет.
Боевики не требовали от вас сложить полномочия?
Нет, не требовали. А в чем моя вина, чтобы я слагал? В том, что я в это время остался в городе и отстаиваю интересы города?
А что они хотят, чего добиваются эти люди, которые находятся в городе?
Они меня не трогают. Они занимаются своим делом, они занимаются охраной, границы там, у них свои интересы. Ко мне вооруженные люди не лезут. Я занимаюсь городом, а их не контролирую. Они меня не трогают, я их не трогаю.
Этих людей в Украине называют террористами, в России – ополченцами. По-вашему, как их следует называть?
Я их не инспектировал и не могу вам сказать, кто они. Я ж там (с ними – «Главком») не нахожусь, чтобы вам сказать, кто они такие. Есть ведь у нас органы, пусть разбираются, кто они такие. Я думаю о том, как людям воду дать, как людей на работу привезти, как обеспечить жизнедеятельность территории. Вот это моя задача, а не разбираться, кто они такие.
Но ведь в городе не работают правоохранительные органы, кто с ними разберется?
Это не моя задача, разбираться, кто они такие. Вы меня не тяните за язык. Это не мой вопрос, чтобы разбираться, кто они такие.
Сегодня утром пресс-служба президента Украины, между Петром Порошенко и Владимиром Путиным состоялся телефонный разговор, в результате которого стороны якобы договорились о прекращении огня на Донбассе. Как вы это оцениваете?
Я узнал об этом 5 минут тому назад. Положительно к этому отношусь. Это нужно было сделать три месяца тому назад.
И вы верите, что огонь будет прекращен?
Я не могу сказать, что будет, трудно об этом говорить. Но я считаю, что если политики договорились о прекращении огня, то это правильно. Главное, чтобы не проливалась кровь, и не гибли люди. Нужно было договориться, убрать амбиции, сохранить жизни людей.
Но ведь ранее российский президент ранее говорил, что никак не может влиять на боевиков, орудующих на Донбассе. А тут вдруг, выходит, признал, что кашу заварил он.
Я вам еще раз говорю, вы мне в этом вопросе за язык не тяните. Российский лидер пусть сам отвечает за свой разговор. Я отвечаю за жизнедеятельность территории, чтобы у меня были мир и спокойствие, чтобы обеспечить людей в это тяжелое время всем необходимым, что им нужно. А российский и украинский лидеры достаточно умные люди, чтобы сами отвечали за свои поступки.
Вы говорите, что сейчас в городе нет боевых действий. За все это время обошлось без жертв?
Залетали к нам в город снаряды, были повреждения домов, были и жертвы, погибло несколько человек. Было, в июне, расстреляли автобус с шахтерами, ни в чем не повинных людей.
Кто это сделал?
Я не могу сказать. Там есть, кому устанавливать. Люди погибли, вот что самое ужасное, безвинные люди.
Сколько людей выехало за время военных действий на Донбассе?
Таких данных у меня нет. Но выехало много людей, не половина, но третья часть выехала.
Куда в основном едут люди?
В Россию, у нас тут граница рядом.
Ранее вы уже заявляли, что вся ответственность за обострение политических разногласий и нежелании идти на компромисс, лежит на центральной власти. На ваш взгляд, с кем именно нужно договариваться правительству и президенту, и каким должен быть предмет договоренностей?
Я никому об этом не говорил.
Вас цитирует сайт Луганской областной организации Партии регионов…
Я считаю, что политики должны договариваться и решить конфликт мирным путем. Если допустили кровопролития, то это минус политикам. Разве это нормально, когда люди гибнут?
Каков должен быть предмет разговора?
Есть у нас министр иностранных дел, есть у нас дипломаты, есть у нас президент. Вот все они и должны договариваться. Но не городской голова города Свердловска должен об этом договариваться. Они (руководители Украины – «Главком») должны сделать все возможное, чтобы на территории нашей страны не проливалась кровь, ни своя, ни чужая.
И кто же виноват в том, что на территории Украины льется кровь, например, российских солдат?
Не могу сказать, кто виноват. Спасибо, я и так вам очень много сказал (потом городской голова Свердловска положил трубку).
Коментарі — 0