Александр Хуг: Режим прекращения огня на Донбассе не соблюдается

Александр Хуг: Режим прекращения огня на Донбассе не соблюдается

«Разминирование должно осуществляться теми, кто устанавливал мины»

В пятницу вечером украинские военные завершили отвод танков по всем направлениям в зоне АТО. Боевые машины были перемещены от линии разграничения на расстояние более 15 километров, теперь начинается отвод артиллерии калибром до 100 мм. Ранее в Минске трехсторонняя контактная группа с участием специального представителя ОБСЕ Мартина Сайдика, и представителей Украины и России подписала соглашение об этом. 30 сентября «главы» «ДНР-ЛНР» Александр Захарченко и Игорь Плотницкий также поставили свои подписи под этими договоренностями. А в начале октября во время встречи в «нормандском формате» в Париже, стороны окончательно договорились об отводе легких вооружений, расширении миссии ОБСЕ и беспрепятственном доступе для нее ко всей территории. Далее - проведение выборов в «ДНР» и «ЛНР» по украинскому законодательству, амнистия вместе с выборами, и пошаговое восстановление контроля над границей.

Отвод должен был начаться уже 3 октября. Однако по факту процесс сдвинулся с места только утром 21 октября.

А предварительные договоренности о «тишине» в зоне боевых действий так и остались на бумаге. В пятницу террористы всю ночь обстреливали украинские позиции из гранатометов в районе Песок, Широкино и Опытного. В Луганской области ситуация с отводом военной техники также неоднозначная. По данным координатора группы «Информационное сопротивление» Дмитрия Тымчука, боевики «ЛНР» отводят тяжелую бронетехнику в заранее подготовленные и замаскированные боксы на незначительное расстояние от линии разграничения.

С рабочим визитом в Донецк в конце прошлой недели недели приехал заместитель председателя Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг. Наблюдатели в течение нескольких дней будут продолжать мониторинг и верификацию отведенной техники на территории всей буферной зоны. А уже завтра рабочая группа по безопасности обсудит в Минске завершение процесса отвода тяжелых вооружений.

В интервью «Главкому» Александр Хуг заверил, что ситуация в зоне АТО стабильная, но риск эскалации конфликта по-прежнему высокий.

Чего лично вы ожидаете после того, как вся техника будет отведена?

Специальная мониторинговая миссия выполняет четкую роль в соответствии с Минскими договоренностями. Согласно мандату миссия обязуется содействовать Украине в стабилизации ситуации в стране и установлению мира. В процессе верификации отвода вооружении миссия поддерживает обе стороны в их осуществлении Минских договоренностей. Когда завершается отвод становится возможным дальнейшее установление мира и снижение эскалации конфликта.

Как происходит отвод вооружений со стороны боевиков? Какие нарушения удалось зафиксировать?

В зоне контролируемой «ДНР» территории мы зафиксировали нарушение соответствующих договоренностей об отводе вооружения. Так, 20 октября, наш беспилотник наблюдал движение восьми танков в районе Первомайска. Присутствие вооружений то ли для обучения, то ли для других целей, ставит под угрозу жизнь мирного населения, которое потихоньку возвращается домой.

Соблюдается ли режим тишины на Донбассе?

Последние события, которые зафиксировали наши наблюдатели, говорят о том, что ситуация в большинстве районов Донецкой и Луганской областей остается спокойной, однако риск эскалации высокий. Например, 20 октября, наблюдатели зафиксировали 28 взрывов и две автоматные очереди в районе железнодорожной станции в 6 км от Донецка на территории, подконтрольной «ДНР». Также мы зафиксировали факт обстрела возле контролируемого «ЛНР» блокпоста Голубинское Луганской области. Мы помогли доставить тело украинского солдата на территорию, контролируемую Украиной. Это свидетельствует, что режим прекращения огня не соблюдается.

Что будет с территорией, с которой отводят вооружение? Кто ее возьмет под свой контрооль?

В этом отношении четкое представление дают минские документы. Вооружение отводятся за определенные границы. Тяжелое вооружение, например «Град», должно отвестись на большое расстояние. Это должно было уже быть сделано. Танки и вооружения меньшего калибра отводятся прямо сейчас.

На какое расстояние они отводятся?

Оно не должно быть меньше, чем 15 км. И благодаря этому отводу должна создаться зона безопасности шириной 30 км – по 15 км с каждой стороны. Это не буферная зона, это зона безопасности. Минские документы оговаривают, что зона безопасности, где не должно находиться никаких вооружений. Естественно, что на этой территории и на данный момент проживает мирное население. И, конечно, эта территория очень сильно пострадала от военных действий, и для того, чтобы люди могли безопасно вернуться домой, нужно провести широкомасштабное разминирование территорий.

Известно ли вам приблизительное количество мин на оккупированной территории и кто должен финансировать разминирование?

Сторона, контролирующая определенную территорию, должна обозначить места, которые заминированы, и провести разъяснительную работу среди населения с тем, чтобы избежать несчастных случаев. Разминирование должно осуществляться теми, кто устанавливал мины. Соответственно, стороны должны убрать мины, взрывоопасные предметы и боеприпасы. Мы также настаиваем на том, чтобы все стороны согласились работать с планами минных полей. Ответственность за выполнение данных действий лежит на так называемых «ЛНР» и «ДНР» и Украине.

Как стороны должны доказать тот факт, что они действительно отвели все вооружение? Какие конкретные возможности вы используете, чтобы проверить, соблюдение договоренностей?

Второй этап отвода вооружения СММ отслеживает в Донецкой и части Луганской областей. Ранее в Луганской области мы завершили мониторинг отвода, и продолжаем посещать зоны, где хранится отведенное оружие. Миссия идентифицирует отвод вооружений, об отводе которых заявили стороны. Если мы обнаружим вооружение на той территории, где его быть не должно, об этом будет составлен отчет. Ведь цель минских договоренностей – снизить напряженность конфликта, а не обманывать.

Вы сказали, что ранее уже должно было быть отведено тяжелое вооружение. Вы знаете точки, где сосредоточена эта техника?

СММ продолжает посещать места, где хранится тяжелое вооружение с обеих сторон линии разграничения. Ситуация подобная той, которая была последние две недели. В некоторых случаях оружие отсутствовало в местах отвода, как со стороны украинских сил, так и со стороны «ЛНР». Мы знаем, где должно находиться данное вооружение. Мы также знаем большое количество случаев, когда вооружение находится там, где его быть не должно. В наших отчетах, которые доступны широкой общественности, мы сообщаем обо всех фактах нарушений.

В отводе вооружений самопровозглашенные республики имеют согласованную позицию? Или делают это по-разному?

Минские договоренности предполагают четкое распределение обязанностей, и они в равной степени относятся ко всем участникам. И любое отклонение от этих обязательств, которые взяли на себя все стороны подписанты, будет отражено в отчете.

Обращалось ли к вам с жалобами на сосредоточение оружия и техники местное население?

Места хранения вооружения должны находиться как можно дальше от зоны проживания людей. И гражданская территория не может быть использована для хранения военной техники. На этом мы будем и дальше настаивать.

С кем из представителей России и самопровозглашенных республик общаются представители Миссии?

Мы общаемся со всеми, кто принимает решение на всех уровнях по обе стороны линии соприкосновения.

Что с гуманитарной ситуацией в оккупированном регионе?

Гуманитарная ситуация на Востоке остается сложной. В некоторых городах и селах мы наблюдали отсутствие продуктов питания, газа и электричества. Десятки тысяч людей живут в местах, которые контролируют так называемые «ДНР» и «ЛНР», у них нет никакого доступа к медицинским услугам. В селе Некишино Донецкой области СММ зафиксировала, что из 353 зданий села более 50 было полностью разрушено, еще 90 частично повреждено. Например, в Опытном 70 человек живут на голых фундаментах собственных домов. Начиная с января 2015 года, население Песков уменьшилось до 16 человек с пяти тысяч, которые жили здесь до конфликта.

Международные гуманитарные организации не могут нормально работать. В Донецком регионе в госпиталях нет медицинских средств. В Горловке, например, сообщили о нехватке медикаментов, анестетиков, антибиотиков, просто продуктов питания.

В чем причина огромных очередей на украинских блокпостах в районе Горловки на выходных? Некоторые люди остались там на ночь.

Свобода перемещения гражданских лиц также вызывает у меня беспокойство. Мы действительно видим большие очереди, которые стоят на пунктах пропуска. СММ зафиксировала в Горловке 3000 гражданских автомобилей, которые ждали своей очереди проехать через пункт пропуска в Майорске. А 300 человек больше суток ждали там городской транспорт.

Спикер пресс-центра штаба АТО Леонид Матюхин вчера заявил, что миссию ОБСЕ не везде допускают. Можете подтвердить эту информацию?

Перемещение СММ действительно ограничивается. Так называемая «ЛНР» в отдельных случаях не дает нам доступа к определенным территориям, что является прямым нарушением Минских договоренностей и мандата СММ. Они также с помощью специальных приборов глушили наши беспилотники 17 и 18 октября.

Сколько сейчас сотрудников ОБСЕ на Донбассе наблюдают за отводом вооружения?

Сейчас у нас работает 591 монитор, с украинской стороны ситуацию мониторят 271 человек. Но мы хотим открыть новые патрульные базы - две на украинской стороне и одну в зоне, контролируемой «ЛНР». Они облегчат нашу способность мониторить ситуацию и оценивать степень повреждения инфраструктуры.

Заглавное фото: rian.com.ua

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: