Илья Пономарев: Кадыров взял на себя вину за убийство Немцова, чтобы усилить позиции перед Путиным
Ровно год назад вечером на Большом Москворецком мосту был застрелен известный российский оппозиционер Борис Немцов
Ровно год назад вечером на Большом Москворецком мосту был застрелен известный российский оппозиционер Борис Немцов, который прогуливался там со своей подругой – украинской моделью Анной Дурицкой. Такое дерзкое убийство прямо у стен Кремля наделало много шума и в России, и за ее пределами, а Владимир Путин взял дело под личный контроль.
Год спустя фигурантами дела Немцова и непосредственно исполнителями убийства являются пятеро чеченцев, которые ждут суда. Заказчиком же следствие считает скрывающегося бойца батальона «Север» внутренних войск МВД Руслана Мухутдинова. Впрочем, защита дочери Немцова не верит в то, что он является настоящим заказчиком, поскольку абсолютно неясны его мотивы. То, что в деле фигурируют чеченцы, за которых открыто вступался глава Чечни Рамзан Кадыров, многих наталкивало на мысли, что он замешан в убийстве Немцова, но оппозиционный депутат Госдумы Илья Пономарев уверен в обратном.
В годовщину трагедии единственный российский депутат, голосовавший против аннексии Крыма, уверен, что Кадыров лишь воспользовался ситуацией, а настоящий инициатор убийства будет назван не раньше, чем Путин уйдет с арены.
– Думаю, убийство Немцова стоит в ряду взрывов домов в 99-м году в Москве, – говорит Пономарев. – Это могли сделать те же самые люди, которые используют силовые провокации для решения политических задач в интересах своего клана. Убийство могло быть связано с Украиной, потому что на тот момент главным вопросом было, кто владеет инициативой – силовой или политический блок.
То есть вы не верите в версию о «кадыровском следе»? И в то, что Кадырова сейчас могут убрать из Чечни, потому что силовики возмущены его самодеятельностью в истории с убийством Немцова?
Силовики всегда были против Кадырова, потому что он исходит из чеченского сопротивления и те, кто с ним боролся, этого ему никогда не простят. Путин говорит, что его надо терпеть во имя мира, но Кадыров для силовиков все равно враг, а то, что Путин дал ему «Героя России», это еще и просто оскорбительно. Я как раз считаю, что Кадыров взял на себя вину за это убийство, чтобы усилить свои позиции перед Путиным, – он очень грамотно разыграл эту карту. Может, по совету Суркова, может, самостоятельно, и за это был потом награжден орденом. Что касается задержанных исполнителей-чеченцев, то не все чеченцы подчиняются Кадырову.
А все эти заявления Кадырова, что он больше не хочет руководить Чечней, – это такое кокетство?
Естественно, он хочет остаться и уверен, что останется. У него действительно были опасения, что могут не переназначить, но он использует возникающие ситуации в целях сохранения своей власти. Когда же российская оппозиция наезжает на Кадырова, он, наверно, должен им за это деньги перечислять. Я не знаю, что может быть большей помощью для Кадырова, чем доклад Ильи Яшина, тем более, прозвучавший в день депортации чеченского народа. Это просто дополнительный сигнал, что чеченцы должны объединяться вокруг своего лидера, а российская оппозиция – враги чеченцев как нации. Уверен, что если бы Борис был жив, он бы не дал Яшину обнародовать этот доклад 23 февраля.
Тем более что доклад не произвел эффекта разорвавшейся бомбы. Условно говоря, оппозиция и так все знала, а для остальной публики Кадыров все равно – патриот.
Это чистый пиар. Рамзан Ахмадович – абсолютно безопасный объект для борьбы с ним. Потому что чеченцы сначала стреляют, а потом рассуждают. А если ты уже находишься в «стадии рассуждения», это означает, что стрелять в тебя никто не будет. Когда я попал в «кадыровский список», то, наоборот, убедился, что с этой стороны мне точно ничего не прилетит.
Сейчас в России против оппозиционеров развернулась «тортовая война». Это не может перерасти во что-то серьезнее?
Конечно, все эти «хиханьки-хаханьки» могут завершаться очень печально, но не по причине политической деятельности оппозиции. Оппозиция Кремль не беспокоит и не опасна в своем нынешнем состоянии, будучи неспособной прийти к власти. Зато она может играть важные тактические роли по дестабилизации. Например, надо снять Якунина (Владимир Якунин – бывший глава «Российских железных дорог» – Ред.) – можно передать Навальному компромат на него. Оппозиция в данном случае не субъект, а объект манипуляций. А Немцова убили как фигуру имеющую важнейшее значение, как одного из символов российской оппозиции. Это был мощный сигнал, направленный на Запад, поскольку у него был очень высокий уровень известности и поддержки на Западе при очень низком уровне поддержки в России. То есть никто бы не вышел из-за этого в России на улицы, кроме профессиональной оппозиции.
Осенью пройдут выборы в Госдуму. Путин уже предупредил, что «недруги за бугром» готовятся к этим выборам. Как, на ваш взгляд, будут вести себя кремлевские технологи? Оппозиция имеет шансы в условиях ухудшения социально-экономической ситуации?
Думаю, «Единой России» дадут возможность не выиграть, и она покажет результат ниже предыдущего. В прошлый раз она набрала 47 %, притом что где-то 15 % ей просто прибавили. А в этот раз, думаю, рисовать особо не будут, обсуждается даже отставка Чурова (Владимир Чуров – председатель российской ЦИК – Ред.), и власть сделает демонстративно честные выборы. Они все равно будут нечестными с точки зрения правил, но с точки зрения подсчета, думаю, будут честными. Уверенное большинство у власти сохранится за счет одномандатников – 40 округов отдадут системной оппозиции (КПРФ, ЛДПР, «эсеры»), а оставшиеся 185 будут у «Народного фронта» и «Единой России». У этих выборов есть одна интрига – пройдет ли в Думу либеральная партия. Единственная такая, которая имеет шансы на прохождение, – «Яблоко», а практически единственный способ для них пройти – объединиться с «Парнасом». Сейчас идут активные переговоры на эту тему, и я держу кулаки, чтобы такое объединение случилось. Тогда впервые за многие годы появится шанс, что в Госдуме появится либеральная фракция, пусть и маленькая – 15–20 нормальных депутатов. Но, думаю, на данный момент Кремль делает ставку, что они не объединятся, и тогда гарантированно никто не пройдет.
А ресурсы для ведения кампании у либералов есть?
Напомню, что на прошлых выборах «Яблоко» получило больше 3 %, поэтому получает госфинансирование. Есть какие-то деньги плюс, естественно, будет краудфандинг.
Сейчас и в Украине, и в среде российской оппозиции популярны надежды, что в России, в итоге, «холодильник победит телевизор». Не слишком оптимистично?
Конечно, считаю, что холодильник – гораздо более мощное и перспективное устройство, чем телевизор. Тем более, будущие технологии объединят их в единое устройство. Но для того, чтобы холодильник победил, холодильник россиянина, должен быть более бедным, чем холодильник украинца. Чего пока нет, поэтому сейчас холодильник россиянина работает «за Путина».
То есть для россиян ориентир – это беднеющая и воюющая Украина?
Украина – один из самых главных факторов, который активно российскими властями разыгрывается. Мол, хотите, как в Украине, – давайте устраивайте революции, хотите стабильности – поддерживайте Путина.
Известно, что в российском телевизоре истерия вокруг войны в Украине уже сошла. Что заняло ее место?
Произошла некоторая трансформация месседжей, которую некоторые мои коллеги не видят. Военная риторика о том, что в Киеве засела фашистская хунта и мы продолжаем Великую отечественную войну, теперь полностью переключена на Сирию. Про военную операцию в Украине все забыли, но есть подсветка неуспехов реформ у вас и особенно проведение параллелей между экономическими реформами на Украине и таковыми в России образца 90-х. Также делают акценты на поддержке такой Украины российскими оппозиционерами.
Уже всем очевидно, что Минские соглашения застопорились…
Изначально было понятно, что они так написаны, чтобы украинцы стали крайними. Вы их не можете выполнить, а Россия действительно искренне и полностью поддерживает Минские соглашения с первого дня. Я не понимаю Запад в этой ситуации – текст соглашений хоть кто-то там читал?
При этом Путину все равно не особо выгодно новое обострение, поскольку тогда насмарку пойдут все его попытки замирения с Западом. Но технику и живую силу он продолжает на оккупированные территории гнать, то есть еще собирается поддерживать противостояние?
Тут есть несколько факторов. Во-первых, финансовый, потому что любые поставки – это «бабло», которое можно пилить, и есть люди, которые в этом заинтересованы. Во-вторых, вопрос сохранения лица – нельзя просто взять и все «выключить»…
Но придется же «выключить» в итоге.
Скорее всего, поставка техники, которая сейчас произошла, – последняя, и как раз поэтому последний «военторг» был довольно большим.
Снятие европейских санкций с Беларуси при отсутствии особого улучшения с демократическими свободами многие связывают с попытками оторвать Минск от орбиты Москвы. То, что Путин с Медведевым вдвоем ездили к Лукашенко – показатель их обеспокоенности этим?
Слова о том, что кто-то пытается Минск оторвать от Москвы, предполагают, что на Западе, есть кто-то ведущий осознанную политику в этом направлении. Я таких людей там не вижу. Запад только реагирует на внешние вызовы, а товарищ Батька правильно разыграл ситуацию в своих интересах, как ласковый теленок, который двух маток сосет. Инициатива, на самом деле, в руках Александра Григорьевича, а не Меркель или Москвы.
Европа серьезно верит, что Лукашенко может стать более европейским, чем сейчас?
Они действительно считают, что это выгодно в геополитическом противостоянии, но вряди ли на Западе есть мозговой центр, который двигает по шахматной доске фигуры. Запад занимает пассивную позицию, хотя и у вас, и в Москве считают, что он что-то двигает. Фигурами в этой ситуации двигает как раз Лукашенко – к нему как раз и прибежали из Кремля с предложением тоже денег дать.
Так Янукович тоже так «двигал фигурами» до поры до времени. А потом все резко закончилось.
Янукович просто очень сильно заигрался. Считаю, что он много раз России говорил «дайте денег», а она просто проспала ситуацию с евроинтеграцией Украины по разным, в том числе, субъективным причинам. А когда спохватились, Янукович уже у себя на родине сделал слишком много авансов и слишком надавил на собственных людей, чтобы они поддерживали евроинтеграцию. А потом резко дал заднюю. Это ошибка Януковича, а так Украина долго занимала «торговую» позицию и могла и дальше продолжать.
Завершим все-таки тем, с чего начали. Заказчик убийства Немцова когда-нибудь будет установлен?
Чеченцев-исполнителей осудят, а кто заказчик – не будет ясно, пока режим не уйдет. Да и после него с великой вероятностью заказчиком назначат того, кого выгодно будет режиму, пришедшему на смену.
И что же это будет за режим? Путин-лайт или Путин-хард?
Думаю, сначала будет движение внутри существующей элиты – она выберет Медведева, но долго это не просуществует и обвалится. А вот после обвала более предпочтительными кажутся шансы мрачных национал-патриотических и фашистских сил.
Фото: Станислав Груздев, «Главком»
Коментарі — 0