Главный свидетель по делу ГРУшников: Налетчики на мою квартиру не задержаны до сих пор. Семья находится под охраной
Разведчик 92-й отдельной механизированной бригады ВСУ Кирилл Верес – лицо медийное, что при его профессии, конечно же, нонсенс…
Кирилл Верес, разведчик 92-й отдельной механизированной бригады ВСУ, лицо медийное, что при его профессии, конечно же, нонсенс.
В мае прошлого года именно Верес и комбриг, полковник Виктор Николюк, в ходе боестолкновения c диверсионно-разведывательной группой возле опорного пункта «Фасад» в городе Счастье Луганской области взяли в плен российских военнослужащих Ерофеева и Александрова, и тут же стали героями пресс-конференции, созванной Генштабом. А в марте 2016-го в киевскую квартиру Кирилла Вереса, который проходит одним из главных свидетелей по делу ГРУшников и продолжает служить в АТО, проникли двое неизвестных под видом коммунальщиков. Связали жену, приставив пистолет к виску, провели допрос, обыск и вскрыли сейф. Известно, что нападавшие задавали вопросы не только о Вересе, но и о Николюке, и об оружии, изъятом при задержании диверсантов. Налетчики не задержаны до сих пор.
Я встретилась с Кириллом на том самом «Фасаде». Он воздерживается от перехода на личности, но считает, что теперь 92-й бригаде «стреляют в спину»: Семья находится под охраной. Охрана появилась к вечеру того же дня, когда все случилось – к сожалению, не государственная.
Наняли людей из агентства?
Ну, скажем так, своими силами. Не лично моими, а друзьями, товарищами (Как удалось выяснить, задачу самостоятельно решил комбриг Николюк, - авт.)
Есть соображения, кто и зачем устроил налет?
Наверное, запугать хотели. Или передать что-то не столько мне, я мог бы выступить рычагом давления, воздействия, сколько 92-й бригаде. Непосредственно командиру бригады. Нашей армейской позиции.
Те, кто совершил нападение на вашу семью, сказали, что дают месяц на размышления. Месяц скоро истекает. О чем именно вас призвали подумать, догадались?
Мне кажется, просто громкая фраза, от балды. Я сразу взял отпуск официально, просидел в Киеве неделю. Готов был встретиться, пообщаться. Но ничего больше не произошло.
Что забрали из домашнего сейфа?
Наградной пистолет.
Именно тот, который вручили по линии СБУ, за операцию задержания российского капитана Ерофеева?
Да. Еще карабин «Форт», я с ним раньше на охоту ходил. Деньги, документы.
Документы могли иметь отношение к истории с ГРУшниками?
Взяли мои дипломы, аттестаты. Орденские книжки, медали, справки, награду, которую получил после ранения, фотографии военные, армейские поздравительные письма. Документы на транспортное средство – на прицеп. Чтобы вы понимали, бриллиантов и золотых украшений в сейфе не было. У супруги забрали заграничный паспорт, оставили украинский, у меня, наоборот, украинский взяли, заграничный оставили.
Зачем грабителям понадобился пистолет и паспорта, не спрашиваю. Но какой смысл похищать орденские книжки?
Мне хотели доставить дискомфорт.
Простите, но в сравнении с тем, что нападению подверглись жена и маленьких сын, им угрожали на показательном, как заметила супруга, «чистом русском языке», потеря «корочек» меркнет…
Да, согласен. Отвечу так: забрали то, что связано с моей профессиональной деятельностью. Ни больше, ни меньше. Без привязки к конкретной ситуации, которая вас сейчас интересует. Орден за ГРУшников остался на месте, кстати.
Орден «Народный герой Украины» учрежден инициативной группой волонтеров. Награды отлиты из серебра – нательных крестиков, ложек и т.п., специально собранного патриотичными гражданами. В октябре 2015 года в Одессе Михаил Саакашвили вручил «Народных героев…» группе военных, а также гражданских активистов. В числе удостоенных был и разведчик 92-й бригады ВСУ Кирилл Верес.
Вот как раз по поводу орденов… Всех причастных к задержанию Ерофеева и Александрова, включая погибшего в бою младшего сержанта Вадима Пугачева, практически сразу наградили от имени государства. В соответствующем указе президента Порошенко отсутствует только ваша фамилия. Почему, как считаете?
(Недолгая пауза, отвечает с улыбкой) Судьба такая, значит.
Вы по-прежнему имеете отношение к структурам Службы безопасности Украины?
Нет, обычный офицер разведки 92-й бригады. Хожу вместе со своими бойцами, вы же видели.
Правда ли, что сохранилась запись неофициального допроса Ерофеева и Александрова, который вы провели еще в больнице города Счастье?
Да. Ноутбук с видео остался дома, жена по нему со мной вышла на связь, они (те, кто проник в квартиру, - авт.) ноут даже не тронули.
Не знали о записи, что ли?
Могли не взять специально.
Там содержится что-то сенсационное, способное повлиять на ход судебного процесса?
Ничего такого. Просто показано (Ерофеева и Александрова, - авт.) ясное сознание. Потому что были обвинения в том, что мы их наркотиками накачали, и они говорили под таким воздействием. Первый опрос, где они вполне трезвые, адекватные, положены на операционный стол, на обследование. И рассказывают ситуацию. Звания, должности, состав группы, кто, куда, откуда пришли. Лежали спокойно, улыбались, хотели воды – пили воду. Три первых минуты откровения. Рядом стоят врачи, медперсонал, опасности для жизни нет.
Вы этот материал следствию предъявляли?
Я объявил в суде, что располагаю видеодоказательством, которое предоставлю по первому требованию. И все возможные улики, которые у меня еще остались. (Верес проходит свидетелем по делу со стороны обвинения, - авт.) А почему раньше не показывал? Были некие технические моменты. Потом я нашел свою портативную видеокамеру и просмотрел записи. Случилось это в госпитале, когда оказалось много свободного времени. (В ноябре 2015-го Кирилл получил тяжелые осколочные ранения, перенес несколько операций, - авт.)
Потому я на двести процентов… Ну, на очень большой процент уверен, что не россияне это сделали (имеется в виду, нападение на семью украинского офицера в Киеве, - авт.). И нет тут «послания» от спецслужб Российской Федерации.
Просто замечу: исчезновение адвоката Юрия Грабовского, который до того заявлял, что в его дом проникали грабители, и налет на вашу квартиру разделяют несколько дней. Незадолго до гибели Грабовского, адвокат рассказывал, как успешно «развалил» часть доводов стороны обвинения. Грабовский принес на очередное заседание суда муляж черепа и попытался протолкнуть 9-миллиметровую пулю от «винтореза»- вещдока в отверстие 5,45 миллиметров - эксперт так описала причину смерти украинского бойца Пугачева. Потому статью «убийство» Ерофееву и Александрову теперь не вменяют, а Ерофеев не признает снайперскую винтовку своей.
У Пугачева не только пулевое ранение в голову… В тело Вадима попало три пули, все 9-миллиметровые! Они были у нас на позиции, они были у нас в блиндаже, у нас шел с ними бой! Если бы я не выстрелил Ерофееву в автомат, то он бы стрелял по нам дальше! (На ствольной коробке «винтореза», приобщенного к делу, действительно следы от пуль, - авт.) Но , повторяю, нападение на мою семью никак не вытекает из дела ГРУшников. Другая история…
… Связанная с обвинениями военной прокуратуры сил АТО: 92-я бригада крышует контрабанду на своем участке?
Может быть.
Чтоб не ходить вокруг да около: налет на вашу квартиру - работа СБУ?
(Пауза) Я допускаю, что это сделали со стороны Украины. Но не думаю, что Служба, не вижу никакой логики. Бригаду, ее командование пытаются дискредитировать. Вывести из равновесия четыре тысячи человек, которые полтора года держат линию фронта длиной в шестьдесят километров и тридцать в глубину могут добиваться только враги страны. Такие же террористы, как ГРУшники. Мы свое имя и уважение заслужили кровью и потом. Все началось после 2 сентября, теми силами, у которых амбиции …
2 сентября 2015 года в «серой зоне» возле Счастья попала в засаду и была расстреляна сводная мобильная группа по борьбе с контрабандой в зоне АТО. Вначале случившееся назвали терактом и вину возложили на ДРГ боевиков. Однако потом глава военно-гражданской администрации Луганской области Георгий Тука заявил о ликвидации группы «своими» - за то, что собрали доказательства причастности к преступлению одного из воинских подразделений, дислоцированных в тех местах. Вскоре были арестованы два уже демобилизованных разведчика 92-й бригады. Им вменяют статью «Умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами». В рамках уголовного дела комбриг Виктор Николюк выдержал несколько проверок на полиграфе, дома у него прошли обыски.
Дискредитация связана с подозрениями, что наживаетесь на контрабанде?
Я живу на обычной съемной квартире. Такая же квартира и у командира бригады, только на одну комнату больше. Возможно, не так поздоровались, не отдали честь, место не уступили.
Кирилл, все равно не пойму, о чем речь.
Версия виновности 92 бригады озвучена людьми, которые не желают слышать иных версий. И назад они не пойдут, поскольку сделали определенную карьеру. Потому что одно дело – сопровождать контрабанду с «той» стороны, другое – задерживать ее под пулями, как делаем мы.
Беседовала Ольга МУСАФИРОВА, соб. корр «Новой» - специально для «Главкома», район г. Счастья Луганской области – Киев
Фото автора
Коментарі — 0