Киевские «робинзоны» из городских квартир переселяются на острова
Жители островов на работу переправляются на лодках, телевизоры и ноутбуки заряжают от солнечных батарей, а питьевую воду возят с «материка»
Они купаются голышом, разводят кур, собирают грибы и ягоды и ни за что не поменяют жизнь дикарем на городскую квартиру. Сейчас на киевских островах живут несколько тысяч семей, и с каждым годом их становится все больше и больше. Они бегут из пыльной и шумной столицы на природу, на работу переправляются на лодках, а обедают ухой и грибами. Но и в благах цивилизации себе не отказывают — телевизоры и ноутбуки заряжают от солнца, а плиты и холодильники у них работают на газу.
-- Техника благодаря солнцу
На безымянный остров между Оболонью и Троещиной можно попасть с берега напротив, где расположен большой ресторан в парке Дружбы народов. Правда, чужих сюда не пускают. «Не хотим мы с островитянами ссориться. Если бы вы с ними заранее договорились, а так — вдруг они не хотят никого видеть», — говорит охранник ресторана.
На остров нас подвезла пара с лодочной станции на Оболони. Вот уже два десятка лет в отпуск на безымянный остров Светлана с супругом и двумя дочками ездят к старому другу. Его деревянный домик на воде пришвартован к заросшему берегу. А неподалеку от пляжа разбил лагерь из четырех палаток киевлянин Игорь Сапожников. Он седьмое лето тут проводит. Вокруг бегают две овчарки, которых Игорь сюда привозит на лодке. Под потолком палатки висит лампа, которая заряжается от солнца. В середине — раскладные стулья и надувной диван, на берегу — моторная лодка под навесом.
«У меня есть своя фирма, которая занимается тепловым оборудованием. Но каждое лето я приезжаю сюда, хотя живу на Оболони. Через пару дней опять вернусь к делам. У меня тут есть все — компьютеры, телевизор, которые работают от солнечных батарей. На дровах сильно не наготовишься, потому привожу газ в баллонах, а еще — средства от комаров, воду, чтобы ребенка в душе покупать, и биотуалет. Раз в два дня езжу в Киев на рынок, дочери покупаю малину, чернику и смородину. Целый день на пляже, и близость с природой дает сил на год вперед», — говорит Игорь.
-- Мусор — на материк
Жители безымянного питьевую воду везут с собой из Киева, а посуду моют в речной. Просыпаются с рассветом и ложатся с заходом солнца. Весь мусор, который нельзя сжечь, увозят на «материк». Сезон здесь начинается в середине весны, а заканчивается — в ноябре. Все вытягивают лодки на берег, плотно закрывают дома и весной опять возвращаются. Один местный житель живет на острове постоянно более десятка лет, он присматривает, чтобы чужие тут не появлялись. «У нас никогда ничего не случается, все мирно живут. Думаю, что проблем со здоровьем у меня нет, потому что на свежем воздухе постоянно, рядом с водой и забыла, когда последний раз на море ездила отдыхать», — рассказывает Лидия Петровна, одна из островитян, и перевозит нас на лодке в парк Дружбы народов. Сама умело гребет веслами. Все встречные моторные катера пропускают ее на всякий случай. А напоследок Лидия Петровна просит: «Только не пишите про наш остров ничего плохого».
-- «Без воды жизни не представляю»
На безымянном острове стоит деревянный домик на металлических опорах, похожий на избушку курьих ножках. «Мой дом на воде затонул в прошлом году, строю новый. А подняла так высоко, потому что месяц назад здесь воды по грудь было, пол и все ковры мокрые были», — говорит 84-летняя Лидия Пеньковская, учитель физкультуры в прошлом. Она проворно взбирается по ступенькам в избушку. В середине — две комнаты, одна из которых - кухня.
«Мой муж был капитаном корабля на Днепре, царство ему небесное. Без воды жизни не представляю». Холодильник у нее работает на газу, как и плита. Баллоны заправляют на бензоколонке, а сюда перевозят лодкой.
-- На Великом две тысячи жителей
Пожалуй, одним из самых цивилизованных островов можно назвать Великий. По подсчетам местных жителей, тут уже построено две тысячи домов. Добраться до острова можно с Оболони — моторный «катер-маршрутка» отправляется недалеко от конечной 24-го троллейбуса. С пассажиров берут 10 гривен в одну сторону.
Тут чистый и ухоженный пляж. В каждом дворе, кроме стационарных дачных домиков, есть скважины, туалеты, клумбы, грядки и плодовые деревья. «Только живут они недолго, вот абрикос у меня пять лет стоял, сейчас дал плоды и, возможно, после этого погибнет. Все сажать на острове нужно по-особенному, ямы рыть под каждое дерево, глину, песок и чернозем сюда привозить», — рассказывает Федор Иванович. У него одноэтажный деревянный дом, который он построил девять лет назад. Загорелый пенсионер в капитанской панамке приглашает в гости. Показывает кухню и маленькие комнатки. Диваны, кресла, мебель, холодильник и стационарную плиту перевозили сюда на водных маршрутках.
«Даже самый маленький гвоздик — все из города. Кирпичных домов на острове нет, ведь это сколько же нужно кирпича возить! Но из деревянных брусьев тут такие дворцы есть, а за последнее время уже появилось четыре продуктовых магазина. В них продают крупы, макароны, соль — все необходимое. Цена где-то гривни на две выше, чем в Киеве, накрутка за доставку», — говорит Федор Иванович.
Раньше на острове работали базы отдыха от разных заводов, но после распада СССР прогулочные катера отменили и базы тоже закрылись. Киевляне стали приезжать сюда на лодках порыбачить, а потом появились первые самоселы. Сейчас уже в некоторых домах можно жить круглогодично — стоят печки. Во дворах бегают куры, а некоторые местные умудряются отсюда каждый день ездить на работу.
«Мне накладно десятку туда и обратно на дорогу тратить, но есть люди, которые себе позволяют такие расходы. Своих лодок здесь ни у кого нет», — рассказывает Федор Иванович.
По его словам, тут выросли целые поколения — бабушки, которым уже по 70 лет, еще молодыми сюда ездили, а вообще с каждым годом жителей острова становится все больше. «Вы про нас старайтесь плохо написать, чтобы поменьше сюда люди незнакомые ездили», — сказал нам водитель моторной лодки и взял за дорогу 20 гривен вместо обычных 10. Видимо, потому, что мы не местные.
-- Дикари Конча-Заспы
Большая семья Бродовских выезжает дикарем на один из островков на Днепре в первые дни июня, а возвращаются в цивилизацию в октябре. Остров, который забыли указать на картах Киева, находится напротив элитных особняков Конча-Заспы. Но не зная дороги, добраться сюда будет очень сложно. Сейчас в палаточном городке живут Ольга с мужем Александром, их родители 76-летний Юрий Владимирович и 72-летняя Зинаида Павловна, дочь 25-летняя Инна с двумя детками 2-летним Димой и Варварой, которой нет еще и годика, преподаватель КПИ Лилия Тихоновна подруга семи и сын друзей Даниель. Он в этом году поступил в военный лицей, сейчас подтягивает знания по математике.
«Приглашаем только тех, кого рады видеть. Цивилизации, телевизоров нет вообще. Мы и дома не сильно смотрим, что происходит в стране и мире. А здесь вообще от всего отдыхаем. Наши палатки расставлены так, чтобы не было прямых палящих лучей солнца, практически весь день в теньке. Домик родителей близко к пляжу, им удобно по песочку и к воде ходить. Папа инсульт недавно перенес, здесь проходит реабилитацию. Когда лечащему врачу сказали, что поедем папу лечить на остров, сказала, что мы его замучаем. А он через пару месяцев сам к ней на прием пришел, очень удивил. Тут же рядом есть санаторий «Жовтень», где больные после инсульта проходят реабилитацию. Так у нас условия получаются не хуже, а даже лучше. И бесплатно. В этом году родителям в палатку раскладушки специальные купили, им очень удобно. С утра встали, давление померяли, и на весь день на воздухе. Купаемся и загораем только голышом, ощущения передать нельзя», - рассказывает Ольга.
Остров с одной стороны имеет возвышенность, по берегу поодаль живут еще три семьи. Место на поляне, где по кругу расставлены 7 палаток, расположено в сосновом лесу. Земля под деревьями практически без растений, ощущается хвойный запах воздуха как только ступаешь на берег.
«У детей 3-комнатная квартира на Борщаговке, а у нас с 13-ти метровой кухней на Нивках. А здесь столько места и раздолья, что домой в стены совершенно не хочется. Природа, животных много. Кабаны приходят, бобры, косули зимой по льду сюда переходят, их соседи иногда видят. Грибов белых раньше много было, этой весной из-за наводнений грибницы вымокли. А вот мы огород разбили, огурцы скоро будут, клубнику в этом году посадила и цветы, - показывает на грядку Зинаида Павловна. - Помидоры пробовала выращивать, но они не успевают дозреть. Поливаем все водой из Днепра. В нем же умываемся, стираем хозяйственным мылом и моем посуду».
Утро у большой семьи наступает около 9-10 утра. Все выползают из палаток на кухню, там варят кофе по особенному рецепту с чесноком. Питьевую воду привозят из Козина, там есть родник, где вода целительными свойствами на всю округу. Потом готовят еду, кушают, купаются, читают книжки, играют с детьми и ловят рыбу. Днем малышей укладывают спать, а по вечерам собираются вокруг большого стола и общаются.
«У нас есть специальный термос, в котором мясо может продержаться три дня. Если что-то нужно докупить, то ездим в Кончу-Заспу, там много магазинов. Еще муж дочери приезжает на выходные к нам, что нужно – привозит. У нас три дочери, с детства возили их в походы и на природу. Они с самого маленького возраста стали самостоятельными, рано научились готовить и убирать за собой. Дочка Инна сейчас и не представляет, как с малышами можно сидеть в четырех стенах», - говорит Ольга.
Коментарі — 0