Цугцванг для России. Как топливные ограничения повлияют на экономику страны-бензоколонки

Санкции
Цугцванг для России. Как топливные ограничения повлияют на экономику страны-бензоколонки
С 5 февраля вступили в силу топливные ограничения, принятые в рамках шестого пакета антироссийских санкций
Фото: dw.com

Любой шаг РФ на рынке нефтепродуктов лишь усугубляет ее позиции

Спустя восемь месяцев после принятия Советом Европейского союза шестого пакета антироссийских санкций (эмбарго на нефть и нефтепродукты) против РФ начали действовать топливные ограничения. В отличие от нефтяных, они ударят по экономике страны-агрессора гораздо сильнее. России придется либо останавливать свои нефтеперерабатывающие заводы, либо продавать свое топливо гораздо ниже себестоимости.

Напомним, что эмбарго на сырую российскую нефть вступило в силу 5 декабря 2022 года, после полугода переходного периода – чтобы страны, сидящие на российской нефтяной игле, смогли подготовиться и найти альтернативные варианты. Запрет, правда, получился так себе. Следует признаться – достаточно половинчатая. Под запрет попали морские поставки нефти в ЕС, но исключение было сделано для Болгарии. А поставки по нефтепроводу «Дружба» вообще не попали под санкции, чем воспользовались Венгрия, Словакия и Чехия (они могут покупать сырую российскую нефть до конца 2024 года).

Страны Евросоюза, «Большой семерки» и Австралия согласовали потолок цен для покупателей российской нефти на уровне $60 за баррель (если кто купит дороже – будут проблемы с фрахтом танкеров и страховкой), но на тот момент российская нефть и так торговалась на мировых биржах дешевле – по $58 за баррель.

В 2021 году Россия экспортировала 231,6 млн тонн сырой нефти. Это на 3,6% меньше, чем в 2020 году, но в денежном выражении благодаря высоким мировым ценам больше на $110,1 млрд (на 52,2%). Общий нефтяной доход составил $181,1 млрд.

Как писал «Главком», если в 2023 году из-за санкций стоимость российской нефти будет стоить даже $40 за баррель, то как минимум $100 млрд агрессор на ней заработает. Но в ситуации с готовыми нефтепродуктами все по-другому.

Два потолка

В зависимости от переработки нефтепродукты делятся на темные (мазуты, гудроны, битумы, непрозрачные из-за тяжелых фракций нефти) и светлые, очищенные от тяжелых фракций: бензины, керосины и дизельное топливо. Вторая категория нефтепродуктов по понятным причинам стоит дороже.

Россия занимает третье место в мире по производству нефтепродуктов, после США и Китая. На 74 нефтеперерабатывающих предприятиях страны-агрессора ежегодно производится около 270 млн тонн продукции, более 50% которой идет на экспорт. Так, в 2021 году из России было экспортировано 60 млн тонн темных нефтепродуктов, 40 млн тонн дизельного топлива и еще 44 млн тонн других светлых нефтепродуктов.

Экспорт российских нефтепродуктов в страны Евросоюза в 2021 году составил 63% всех продаж. 14% российских поставок пришлось на Африку и Латинскую Америку, 13% – на Азиатско-Тихоокеанский регион, 8% – на США. В общей сложности от продажи нефтепродуктов Россия получила около $70 млрд.
Доходы России от экспорта нефтепродуктов в 2000-2021 годах ($ млрд)
Доходы России от экспорта нефтепродуктов в 2000-2021 годах ($ млрд)
Инфографика: Statista

Следует отметить, что в ситуации с ограничением экспорта российских нефтепродуктов, которые вступили в силу 5 февраля, также не обошлось без исключений. Болгария и Хорватия до конца 2023 года имеют право покупать российский газойль (это средняя фракция между керосином и соляркой), а Чехия – дизельное топливо. Удивительно, что в списке эксклюзивных покупателей российских нефтепродуктов не оказалось Венгрии. Впрочем, ей, видимо, достаточно права беспрепятственно получать сырую российскую нефть, которую она перерабатывает в собственные НПЗ, а затем продает. Зачем ему в такой ситуации российские нефтепродукты?

Как и в случае с нефтью, на российские нефтепродукты установлен ценовой потолок. Вернее – даже две. $45 за баррель – на темные нефтепродукты (кстати, мазут как топливо на Западе сейчас не используется – это сырье для нефтехимического производства) и $100 – на свете.

До 5 февраля на международных биржах дизельное топливо торговалось на уровне $110-130 за баррель. С потолком в $100 за баррель подороже никто не будет покупать. И это гораздо лучше ситуации с нефтью, когда потолок даже немного превышал его рыночную стоимость.

Потеря 60% рынка

Как рассказывает в разговоре с «Главкомом» президент Центра глобалистики Стратегия XXI, бывший заместитель председателя правления ОАО «Укртранснефть» Михаил Гончар, эмбарго на нефтепродукты из России ударит по ее экономике гораздо сильнее, чем нефтяные ограничения.

Из-за санкций Россия может потерять до 15% своих нефтеперерабатывающих заводов
Из-за санкций Россия может потерять до 15% своих нефтеперерабатывающих заводов
Фото из открытых источников

«Для России европейские государства – это более 60% рынка нефтепродуктов. Но для Европы российские бензин и дизтопливо до введения эмбарго составляли всего 14% потребления. Проблему, где заполнить выпадающие российские объемы нефтепродуктов, Евросоюз решил – это страны Персидского залива, Турция, Индия. А продавать эти свои 60% готового топлива в Китае или Индии Россия не сможет – там свои НПЗ, им гораздо интереснее покупать дешевую российскую нефть и развивать собственное производство», – объясняет Михаил Гончар.

По его данным, Россия уже морально готова к сокращению до 15% своих нефтеперерабатывающих мощностей.

«А ведь это не просто добыча сырья. Это квалифицированное производство, рабочие места, добавленная стоимость. Санкции, начавшие действовать 5 февраля, с одной стороны, не позволяют полностью убить российскую нефтеперерабатывающую отрасль (что может спровоцировать рост мировых цен на горючее), а с другой – заставляют работать ее на грани рентабельности и даже сокращать производственный потенциал. Что собственно нам и нужно», – говорит эксперт.

«Совершенно не факт, что Индия и Китай не будут покупать российские нефтепродукты, – рассказывает директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. – Могут и покупать. Вопрос – по какой цене. Если видят, что крыса загнана в угол, почему бы не предложить покупать их, но втрое дешевле. А свою продукцию Индия и Китай будут экспортировать в ту же Европу».

По мнению эксперта, Россия сейчас попала в ситуацию, которая в шахматах называется цугцванг – когда любой ход игрока ведет к ухудшению его позиции.

«Что бы ни россияне делали, их везде будут заставлять делать большие скидки. Мол, с вашим топливом одни проблемы. Банки не финансируют, судовладельцы не хотят фрахтовать, страховщики не хотят страховать. Для работы с вами нужно влезать в серые схемы, а это риски, так что если и купим, то с большими скидками», – объясняет Сергей Куюн.

Кстати, чтобы продать топливо, которое предназначалось для Европы, например, в Китай, его нужно как-то доставить на Дальний Восток. А это огромные затраты, дополнительное увеличение себестоимости. А, как пишет российское деловое издание «Коммерсантъ», восточное направление РЖД не справляется даже с согласованными ранее перевозками нефтепродуктов, за первую неделю февраля портами Дальнего Востока было отклонено 14% заявок.

Следует отметить, что в январе цены на украинских автозаправочных станциях упали на 10%, и, как считает директор консалтинговой группы А-95, есть потенциал для дальнейшего снижения на 2-3 гривны за литр: Было полгода, все подготовились. Залились продуктом и в Европе, и в Украине. Цена начала падать».

Андрей Кузьмин, «Главком»

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: