Цугцванг для России. Как топливные ограничения повлияют на экономику страны-бензоколонки
СанкцииЛюбой шаг РФ на рынке нефтепродуктов лишь усугубляет ее позиции
Спустя восемь месяцев после принятия Советом Европейского союза шестого пакета антироссийских санкций (эмбарго на нефть и нефтепродукты) против РФ начали действовать топливные ограничения. В отличие от нефтяных, они ударят по экономике страны-агрессора гораздо сильнее. России придется либо останавливать свои нефтеперерабатывающие заводы, либо продавать свое топливо гораздо ниже себестоимости.
Напомним, что эмбарго на сырую российскую нефть вступило в силу 5 декабря 2022 года, после полугода переходного периода – чтобы страны, сидящие на российской нефтяной игле, смогли подготовиться и найти альтернативные варианты. Запрет, правда, получился так себе. Следует признаться – достаточно половинчатая. Под запрет попали морские поставки нефти в ЕС, но исключение было сделано для Болгарии. А поставки по нефтепроводу «Дружба» вообще не попали под санкции, чем воспользовались Венгрия, Словакия и Чехия (они могут покупать сырую российскую нефть до конца 2024 года).
Страны Евросоюза, «Большой семерки» и Австралия согласовали потолок цен для покупателей российской нефти на уровне $60 за баррель (если кто купит дороже – будут проблемы с фрахтом танкеров и страховкой), но на тот момент российская нефть и так торговалась на мировых биржах дешевле – по $58 за баррель.
Как писал «Главком», если в 2023 году из-за санкций стоимость российской нефти будет стоить даже $40 за баррель, то как минимум $100 млрд агрессор на ней заработает. Но в ситуации с готовыми нефтепродуктами все по-другому.
Два потолка
В зависимости от переработки нефтепродукты делятся на темные (мазуты, гудроны, битумы, непрозрачные из-за тяжелых фракций нефти) и светлые, очищенные от тяжелых фракций: бензины, керосины и дизельное топливо. Вторая категория нефтепродуктов по понятным причинам стоит дороже.
Россия занимает третье место в мире по производству нефтепродуктов, после США и Китая. На 74 нефтеперерабатывающих предприятиях страны-агрессора ежегодно производится около 270 млн тонн продукции, более 50% которой идет на экспорт. Так, в 2021 году из России было экспортировано 60 млн тонн темных нефтепродуктов, 40 млн тонн дизельного топлива и еще 44 млн тонн других светлых нефтепродуктов.
Следует отметить, что в ситуации с ограничением экспорта российских нефтепродуктов, которые вступили в силу 5 февраля, также не обошлось без исключений. Болгария и Хорватия до конца 2023 года имеют право покупать российский газойль (это средняя фракция между керосином и соляркой), а Чехия – дизельное топливо. Удивительно, что в списке эксклюзивных покупателей российских нефтепродуктов не оказалось Венгрии. Впрочем, ей, видимо, достаточно права беспрепятственно получать сырую российскую нефть, которую она перерабатывает в собственные НПЗ, а затем продает. Зачем ему в такой ситуации российские нефтепродукты?
Как и в случае с нефтью, на российские нефтепродукты установлен ценовой потолок. Вернее – даже две. $45 за баррель – на темные нефтепродукты (кстати, мазут как топливо на Западе сейчас не используется – это сырье для нефтехимического производства) и $100 – на свете.
До 5 февраля на международных биржах дизельное топливо торговалось на уровне $110-130 за баррель. С потолком в $100 за баррель подороже никто не будет покупать. И это гораздо лучше ситуации с нефтью, когда потолок даже немного превышал его рыночную стоимость.
Потеря 60% рынка
Как рассказывает в разговоре с «Главкомом» президент Центра глобалистики Стратегия XXI, бывший заместитель председателя правления ОАО «Укртранснефть» Михаил Гончар, эмбарго на нефтепродукты из России ударит по ее экономике гораздо сильнее, чем нефтяные ограничения.
«Для России европейские государства – это более 60% рынка нефтепродуктов. Но для Европы российские бензин и дизтопливо до введения эмбарго составляли всего 14% потребления. Проблему, где заполнить выпадающие российские объемы нефтепродуктов, Евросоюз решил – это страны Персидского залива, Турция, Индия. А продавать эти свои 60% готового топлива в Китае или Индии Россия не сможет – там свои НПЗ, им гораздо интереснее покупать дешевую российскую нефть и развивать собственное производство», – объясняет Михаил Гончар.
По его данным, Россия уже морально готова к сокращению до 15% своих нефтеперерабатывающих мощностей.
«А ведь это не просто добыча сырья. Это квалифицированное производство, рабочие места, добавленная стоимость. Санкции, начавшие действовать 5 февраля, с одной стороны, не позволяют полностью убить российскую нефтеперерабатывающую отрасль (что может спровоцировать рост мировых цен на горючее), а с другой – заставляют работать ее на грани рентабельности и даже сокращать производственный потенциал. Что собственно нам и нужно», – говорит эксперт.
«Совершенно не факт, что Индия и Китай не будут покупать российские нефтепродукты, – рассказывает директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. – Могут и покупать. Вопрос – по какой цене. Если видят, что крыса загнана в угол, почему бы не предложить покупать их, но втрое дешевле. А свою продукцию Индия и Китай будут экспортировать в ту же Европу».
По мнению эксперта, Россия сейчас попала в ситуацию, которая в шахматах называется цугцванг – когда любой ход игрока ведет к ухудшению его позиции.
«Что бы ни россияне делали, их везде будут заставлять делать большие скидки. Мол, с вашим топливом одни проблемы. Банки не финансируют, судовладельцы не хотят фрахтовать, страховщики не хотят страховать. Для работы с вами нужно влезать в серые схемы, а это риски, так что если и купим, то с большими скидками», – объясняет Сергей Куюн.
Кстати, чтобы продать топливо, которое предназначалось для Европы, например, в Китай, его нужно как-то доставить на Дальний Восток. А это огромные затраты, дополнительное увеличение себестоимости. А, как пишет российское деловое издание «Коммерсантъ», восточное направление РЖД не справляется даже с согласованными ранее перевозками нефтепродуктов, за первую неделю февраля портами Дальнего Востока было отклонено 14% заявок.
Следует отметить, что в январе цены на украинских автозаправочных станциях упали на 10%, и, как считает директор консалтинговой группы А-95, есть потенциал для дальнейшего снижения на 2-3 гривны за литр: Было полгода, все подготовились. Залились продуктом и в Европе, и в Украине. Цена начала падать».
Андрей Кузьмин, «Главком»
Коментарі — 0