Война и мафия. Как Путин меняет мировой криминалитет

Криминал
Война и мафия. Как Путин меняет мировой криминалитет
Война также означает новые краткосрочные возможности для бандитов в Украине
Фото из открытых источников

Россия трансформировала преступность не только у себя и в Украине, но и во всем мире

Александр Отдельнов владеет необычным туристическим объектом: музеем контрабанды. Через его родную Одессу контрабанда уходила с восемнадцатого века. К закрытию через Covid-19 в музее было представлено все: от жемчуга и пистолетов, тайно ввозимых в имперскую Россию, до более современной добычи. А затем началась война в феврале 2022 года.

«Порт перестал работать, и все остановилось», – рассказывает Отдельнов. Кончились не только туристические потоки. Одесса была ключевым узлом в большой сети преступности, сосредоточенной в Украине и России, простиравшейся от Афганистана до Анд. Она была частью «сильнейшей криминальной экосистемы в Европе», считает аналитический центр Глобальная инициатива против транснациональной организованной преступности (GITOC).

Вторжение России ударило по этому преступному миру с силой землетрясения.

Новые незаконные рынки, сформировавшиеся после полномасштабного вторжения России в Украину
Новые незаконные рынки, сформировавшиеся после полномасштабного вторжения России в Украину

Подавляющее большинство украинских мафиозов перестали сотрудничать со своими российскими коллегами: «Мы воры, мы против любого государства, но мы решили, что мы за Украину», – говорит один из них. Доходные маршруты контрабанды героина изменяются, что влияет на цены и доходы преступных синдикатов за тысячи километров. Если этот излом окажется длительным, он может изменить лицо мировой преступности. Это тоже изменит Украину.

Страна борется с коррупцией с тех пор, как вышла из состава Советского Союза в 1991 году. Революция на Майдане 2013-14 годов свергла коррумпированного президента и стоящую за ним часть олигархии. В 2019 году Владимир Зеленский был избран президентом на антикоррупционной платформе и провел реформы, которые уничтожили мафию. Но в лучшем случае это была половинчатая зачистка. До вторжения GITOC ставил Украину по индексу преступности на 34-е место из 193 стран и на третье место в Европе. Украина также занимала очень низкие места по противодействию коррупции.

Украина была частью «сильнейшей криминальной экосистемы в Европе»

До 2022 года преступный мир на подконтрольной правительству части Украины периодически и жестоко конкурировал между разными группами. Тем не менее, у него были три грани, которые связывали Украину с мировыми уголовными рынками. Во-первых, контрабандная «супермагистраль», соединяющая Россию и Украину и проходящая через части восточной Украины, которые были оккупированы Россией в 2014 году. Во-вторых, глобальные центры контрабанды в Одессе и других черноморских портах. И, в конце концов, заводы в Украине по производству нелегальных товаров на экспорт.

Эта инфраструктура поддерживала разные бизнес-модели для разных продуктов. Украина была растущим «побочным» транзитным маршрутом для героина из Афганистана, дополнявшего маршруты через Балканы и Кавказ.

Маршруты поставок героина, которые действовали до 2022 года
Маршруты поставок героина, которые действовали до 2022 года

До войны Украина занимала четвертое место в Европе по объему извлечения героина. Кокаин из Латинской Америки поступал через Черное море. В другом направлении бандиты экспортировали оружие в Азию и Африку, в том числе из порта Николаева. В 2020 году Украина обогнала Китай и стала самым большим в Европе источником нелегального табака. Росло местное производство амфетаминов. В том же году было ликвидировано 67 нелегальных лабораторий, что является самым высоким показателем среди всех стран.

Война изменила все, создав «среду неприемлемого риска для международной незаконной торговли»., говорится в новом отчете американского правительства. Черноморские порты были закрыты для судоходства или ограничены. Граница между подконтрольной правительству Украины и оккупированными Россией территориями теперь представляет собой укрепленную серию полей смерти, разрывающую супермагистраль. Призыв в армию в Украине лишил преступного мира рабочей силы, а военное положение остановило широкий спектр преступной деятельности. Комендантский час усложняет передвижение ночью.

Украинские гангстеры также избегают своих российских коллег: «Одно дело, когда тебя называют преступником, и совсем другое – когда тебя считают изменником», – говорит Марк Галеотти, автор книги «Воры: российская супермафия». Лояльность к Украине – это не только патриотизм, но и контроль рисков.

«Если бы нас присоединили к России, многих парней в тюрьме могли бы перевести куда-нибудь подальше, – объясняет гангстер. – Русские охранники беспощадны. Никому из нас это не нужно. Потому мы будем делать грязную работу для Украины».

Последствия этого ощущаются по всему миру, поскольку контрабандные сети перенастраиваются в обход Украины. Турецкие таможенники говорят, что через границу с Ираном перетекает все больше героина и метамфетамина. Литовские пограничники зафиксировали четырехкратный рост объемов нелегальной торговли табаком в первом квартале 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эстонские чиновники, сотрудничающие с Европолом, полицейским агентством ЕС, в прошлом году задержали в порту Мууга 3,5 тонны латиноамериканского кокаина стоимостью около полумиллиарда евро. Блокирование украинских черноморских портов и усиление контроля в Западной Европе также может объяснить крупные изъятия, недавно произошедшие в России. 10 апреля в Москве власти изъяли почти 700 килограммов кокаина. Российские дельцы на границе с Беларусью наживаются на контрабанде предметов роскоши в Россию, особенно дизайнерских сумок.

Война означает новые краткосрочные возможности для бандитов в Украине. Одна из них – контрабанда людей. По оценкам ООН, около 5 миллионов украинских беженцев находятся под временной защитой в Европе, а статистическое моделирование исторических тенденций позволяет предположить, что около 100 тысяч могут стать жертвами торговли людьми. Существует также рынок контрабандного вывоза призывников из Украины. Иногда это может быть так же просто, как пронести их мимо украинского паспортного контроля. По меньшей мере, 8 тыс. призывников были пойманы при попытке покинуть страну, преимущественно в Молдову или Польшу. По сообщениям контрабандисты берут от 5 тыс. до 10 тыс. евро. Тем не менее, пока масштабы торговли людьми не так велики, как могли бы быть. «Такое случается, – говорит чиновник Европола, – но гораздо меньше, чем мы ожидали».

Долгосрочное влияние войны на преступность в России, вероятно, будет губительным. По словам Галеотти, государство усилило связи с организованной преступностью, которые уже были установлены, но использовались лишь изредка. От российских мафиози, действующих за пределами РФ, требуют вносить долю прибыли на так называемые черные счета, к которым имеют доступ российские шпионы, чтобы покрыть свои операционные расходы. Преступники были завербованы, чтобы действовать как агенты разведки Кремля, в частности, чтобы помочь получить крайне необходимые находящиеся под эмбарго полупроводники для военных действий. Захват Кремлем или его приспешниками западных фирм в России будет способствовать новой эре кумовства, а требование маскировать трансграничные транзакции или обходить западную финансовую систему еще больше снизит прозрачность и подотчетность.

Для Украины, однако, долгосрочная картина не столь однозначна. Замороженный конфликт, непременно, может сделать огромные опасности. До широкомасштабного вторжения в феврале 2022 года в Украине было примерно от 7 до 9 млн единиц легального огнестрельного оружия. Нелегальной, по-видимому, стало столько же. Сейчас страна еще больше обрушена оружием. История свидетельствует о том, что войны подпитывают торговлю оружием: оружие из Югославии используется в преступлениях по всей Европе. Генеральный секретарь Интерпола Юрген Шток предупредил о возможном всплеске торговли стрелковым оружием. Однако пока все хорошо.

«Мы не видим, чтобы торговля оружием была систематической или организованной», – говорит представитель Европола.

Внутреннее производство наркотиков может снова увеличиться. Американское правительство недавно сообщило о росте в Украине разветвленной сети небольших нарколабораторий, которые используют Интернет для продаж и почтовую систему для доставки. Самый большой риск связан с процессом восстановления. В прошлом месяце Всемирный банк оценил стоимость восстановления Украины в $411 млрд, из которых $92 млрд – на транспорт и $69 млрд – на жилищное строительство. Такие масштабные проекты могут легко стать добычей мафий, которые манипулируют системами государственных закупок и тендеров, чтобы получить доступ к земле, субсидиям и лицензиям.

Война перерезала физические и социальные артерии, десятилетиями связывавшие страну с российскими преступными сетями

Тем не менее существует возможность закрепить снижение уровня организованной преступности в Украине. Главные усилия должны быть направлены на борьбу с преступностью внутри страны. Закон, принятый в декабре, преследует цель реформировать градостроительство: в соответствующих правительственных документах говорится, что строительная отрасль подвержена «злоупотреблению властью», «общей коррупции» и «избежанию наказания». В январе господин Зеленский уволил четырех министров и пятерых губернаторов областей за взяточничество, сообщает Reuters.

Здесь может помочь внешнее давление: средства на реконструкцию, скорее всего, будут поступать преимущественно от иностранцев и будут предоставляться с определенными условиями. До окончательного членства Украины в ЕС еще много лет, но процесс приближения к нормам ЕС является рычагом для борьбы с организованной преступностью. Украина получила статус кандидата на вступление в ЕС в июне прошлого года.

Среди тех, кто изучает организованную преступность во всем мире, существует истина, что война и социальные невзгоды создают возможности для гангстеров и их беловоротничковых приспешников. Однако в украинском опыте есть необычные элементы, которые могут привести к другому результату. Война перерезала физические и социальные артерии, десятилетиями связывавшие страну с российскими преступными сетями, возможно, на долгие годы. Она предоставила украинскому государству дополнительную общественную легитимность в борьбе с олигархией и может увеличить участие Запада в экономике и усилить контроль над ней. Никто в здравом уме не думает, что контрабанда в Одессе будет перенесена в музей. Но есть шанс, что Украина, в конце концов, перестанет быть гангстерским раем.

Источник: The Economist

Перевод с английского Виктории А. Романчук.

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: