Европа паникует, дизель дорожает. Что будет с горючим зимой?
Война и бизнесВ последние две недели цена на дизтопливо в Украине выросла на 2 грн. Что случилось?
В начале полномасштабного вторжения, когда Россия била ракетами по нефтебазам и автозаправочным станциям, в Украине был перманентный дефицит горючего. Россияне системно били и, в конце концов, уничтожили Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, который до войны обеспечивал около 15% потребностей украинского рынка нефтепродуктов. Стоимость топлива, в итоге, выросла вдвое, на заправках образовывались огромные очереди. Впрочем, сейчас, отмечает директор консалтинговой группы «А95» Сергей Куюн, ситуация нормализовалась.
Тем не менее, зима готовит новые вызовы: враг бьет по объектам инфраструктуры, а с поставками горючего возникают перебои.
Почему подорожал дизель
За последние две недели цена на дизтопливо в Украине выросла в среднем на 2 грн за литр, в то же время цена бензина не изменилась. Причиной Сергей Куюн называет не возврат налога на горючее, а решение Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК).
«ОПЕК вместе с другими мощными игроками (Россией, Казахстаном и Азербайджаном) две недели назад приняла решение сократить добычу нефти, что привело к резкому скачку цен. Если в конце сентября нефть стоила $85 за баррель, то после этого решение прыгнула до $97. Автоматически поднялись цены на нефтепродукты по всему миру. Особенно это отразилось на дизеле, который подорожал почти на 20%. Бензин прореагировал в пределах плюс 7-8%. Соответственно, закупочная стоимость выросла, и это вызвало коррекцию цен на АЗС Украины, – объясняет Сергей Куюн. – На этой неделе мы наблюдаем интересную ситуацию: после взлета стоимости нефти до $97 цены на нее начали стремительно падать. Вчера она достигла $90. То есть, сначала рынок был очень смущен этим решением, но сейчас ситуация стабилизировалась»
Европейцы запасаются перед эмбарго
Сейчас в странах Европы есть определенная паника, что после введения эмбарго в действие на российские нефтепродукты возникнет дефицит дизтоплива. Спрос на этот продукт в Европе поближе к зиме обычно возрастает.
«Европейцы накапливают запасы в преддверии введения эмбарго на российскую нефть, которое начнет действовать с 5 декабря. С 5 февраля будет введено в действие эмбарго на поставку российских нефтепродуктов. Европа очень зависима от российского горючего, так что есть некоторая нервозность, особенно на севере континента. Европейцы делают запасы дизтоплива, что и поддерживает столь его высокую цену», – объясняет Сергей Куюн.
Структура потребления топливных продуктов украинцами не изменилась – показатели держатся на довоенном уровне. Но теперь есть неравномерная картина по уменьшению потребления, отмечает Сергей Куюн. Сжиженный газ потребляют сегодня меньше вполовину, бензина на 35-40% меньше, дизельного топлива – на 30%. Изменения связаны с тем, что многие потребители уехали за границу или мобилизовались.
Будет ли в Украине зимнее топливо
В Украине спрос на дизель, керосин или мазут, по словам Сергея Куюна, пока не увеличился. Страна удачно прошла сезон активного потребления нефтепродуктов, продолжавшийся с августа по середину октября. Теперь спрос на горючее будет только сокращаться.
«Рынок по сравнению с весенне-летним периодом полностью стабилизировался, нашел новые пути поставки и эта новая структура удачно работает. Более того, рынок обеспечен в объемах больше, чем нам нужно для потребления. Пик мы спокойно прошли и сейчас входим в так называемый «мертвый» сезон, когда потребление топлива будет падать. Никаких проблем с любой маркой топлива не предвидится», – отмечает директор консалтинговой группы «А95».
Но специалист добавляет: если зима будет тяжелой и богатой сложными погодными условиями, логистика бензовозов может осложниться, что повлияет на наличие горючего на АЗС. Еще один вызов – наличие зимних видов горючего.
«Раньше мы брали дизтопливо из нашего Кременчугского НПЗ, качество которого было очень высоким – оно выдерживало температуры до -33 градусов. Кроме того, имели поставки из Беларуси и России. Сейчас мы ищем поставщика из Европы по такому распределению: 50% дизтоплива будет поступать из северных стран (имеющих такой же климат, как наши бывшие поставщики), остальные 50% – с юга. Работы ведутся, рынок привезет столько дизтоплива и горючего, сколько потребуется», – успокаивает Куюн.
Работа АЗС во время блэкаутов
Отключение света не должно существенно повлиять на работу заправок, считает эксперт, ведь большие комплексы сетевых компаний оборудованы дизель-генераторами и будут работать даже если не будет поставок электроэнергии. Некоторые АЗС обзаведутся генераторами постепенно.
«Оборудование на АЗС, топливораздаточные колонки – это будет все работать. Больших осложнений я не предполагаю», – обнадеживает Куюн.
Алина Евич, «Главком»
Коментарі — 0