Большое российское наступление на Харьков: промежуточные выводы двух недель боев
Анализ первых двух недель наступления противника на Харьковскую область
Обзор. С начала активных (наступательных) действий противника на Харьковском операционном направлении прошло более 2-х недель, так что уже можем подвести некоторые промежуточные выводы. Об этом и поговорим. Сделаем это в двух частях.
•1•
Прежде, чем оценить то, что имеем сейчас, попытаемся осознать – что именно задумывалось и планировалось противником на этом направлении. И тогда станет понятно – что у него получилось, а что – нет. Итак, сначала несколько выходных данных.
К участию в операции на Харьковском операционном направлении противник привлек силы и средства из состава сформированной оперативной группировки войск (ОГВ) «Север» (формировался из состава войск\сил Ленинградского военного округа\ЛВО, а также определенного комплекта войск из состава, так называемой группировки прикрытие границы», собственно, его тактических групп – «Брянск», «Курск» и «Белгород»).
С этой целью, в течение двух этапов, февраль – март и апрель – начало мая, командование противника осуществило оперативно-стратегическую перегруппировку войск, как в рамках ОГВ «Север» и «Запад», так и в пределах по крайней мере трех ТВД – северо-западного, западного и юго-западного.
Его основными элементами в порядке исполнения были:
- Перемещение войск 11-го армейского корпуса (АК), а именно 18-й мотострелковой дивизии и 7-го отдельного мотострелкового полка (омсп) из Купянского направления на Харьковское (в течение первого этапа, февраль-март), а также отдельных подразделений с состава 2-й мсд и 47-тд из состава 1-й танковой армии МВО.
- Формирование и перемещение определенного комплекта войск 44-го АК (128-я омсбр, 30-й и 41-й мсп 72-й мотострелковой дивизии\мсд) с ЛВО на Харьковское направление (на протяжении всей весны 2024-го – окончание в начале мая, перемещение по Харьковскому направлению).
- Скрытое перемещение войск 6-й общевойсковой армии (ЗВА), а именно 138-й и 25-й отдельных мотострелковых бригад (омсбр) с Купянского направления на Харьковское (второй этап, апрель – начало мая).
В целом противником было перемещено в указанных пределах формирования общей численностью в 30-35 тысяч военнослужащих и не менее 1.5 тысяч единиц вооружения и военной техники (ОВТ).
К участию в операции привлекались не только войска собственно вооруженных сил РФ, но и ее федеральная служба войск национальной гвардии (фсвнг «росгвардия») – в полковую тактическую группу), а также определенный комплект сил пограничной службы федеральной службы безопасности РФ (ПС ФСБ РФ) в 4 отдела охраны государственной границы и, как минимум, в 3 отдела мобильных действий. В результате противнику удалось существенно нарастить состав и боевые способности ГВ «Курск» и ГВ «Белгород», которые входят в состав ОГВ «Север», соответственно:
- ГВ «Курск» с 7.8 тысяч всл до 11-12 тысяч.
- ГВ «Белгород» с 17-17.5 тысяч до 30-32 тысяч.
Однако было очевидно, что сосредоточение этих сил и средств вряд ли будет достаточно противнику для проведения какой-то результативной глубокой (в смысле оперативной) операции наступательного характера в направлении города Харьков, с целью его окружения (охвата), а даже просто – для продвижения русских войск в городскую черту города. Поэтому вполне разумно было предположить, что противник в данной операции поставит перед собой ограниченные тактической, или пусть оперативно-тактической, зоной задачи. Так как его командование не могло не осознавать ограниченный характер своих реальных возможностей на этом направлении.
Как оказалось, «огромным количеством планов и замыслов» российского командования, границ почти не существует, оно всегда стремится ставить перед собой «самые смелые задачи», пусть даже самого фантастического характера. Иными словами, между адекватной оценкой ситуации и собственных возможностей и «влажными мечтами» российских полководцев лежит достаточно глубокая пропасть, ну пусть немаленькая яма.
•2•
Теперь, собственно, о замысле командования противника. Судя по событиям, которые произошли в реальности, так и произошло. Командование противника, очевидно, определило направлением своего главного удара, следующую дирекцию – Шебекино – Волчанск – Белый Колодец – Большой Бурлук.
На этом направлении противником было сосредоточено из состава 6-й общевойсковой армии и 44-го армейского корпуса исключительно для участия в наступательных действиях, как минимум:
- до 13 мотострелковых батальонов (мсб);
- как минимум, 2 танковых батальона (тб);
- до 3-х дивизионов ствольной и реактивной артиллерии.
Также, вероятно, предполагалось проведение наступательных действий на вспомогательном и ложном направлениях, соответственно:
- вспомогательный – Устинка – Липцы, действовали силы и средства 11-го армейского корпуса (АК) противника, до 6 мсб, 5 тб, и до 10 дивизионов ствольной и реактивной артиллерии.
- ошибочный – Суджа – Юнаковка, «отвлекающий» комплект сил – 1 мсп «территориальных войск» (если не ошибаюсь – 1434-й мсп), до 2-х мсб из состава «ахмат-чая» (уже в ходе проведения наступательных действий они были перегруппированы для усиления на Волчанское направление, но об этом в следующий раз) и где-то 3 возведенных штурмовых отрядов.
В целом, в полосах действия УО «Курск» и «Белгород» для участия в операции предполагалось привлечь, по подсчетам:
- 21 мотострелковый батальон (мсб).
- 7 танковых батальонов.
- 15 артиллерийских и реактивно-артиллерийских дивизионов (адреадн).
Это, без учета сил и средств из состава УВ «Белгород», которые выполняли задания по прикрытию границы и сковыванию наших войск на других направлениях и участках, и которые не привлекались для участия в наступательных действиях (до 9 мсб и 3-х тв ). Насколько я понимаю, командование противника спланировало проведение операции в несколько этапов, а именно в три основных.
Первый этап
- Массированное огневое поражение (с использованием всей сосредоточенной артиллерии и определенных авиационных средств) выявленных позиций и районов сосредоточения ВСУ, а также критических объектов инфраструктуры в приграничной полосе.
- Начало действий на ложном направлении (со стороны Суджи), а также на вспомогательном (на Липке).
- После этого прорыв обороны ВСУ на Волчанском направлении, форсирование реки Волчья и окружение города Волчанск. Силами 6-й ЗВА (до 6-и мсб, 1-го тв и дополнительного задействования еще одного адн).
Второй этап
- Продвижение передовых подразделений противника по направлению на Липке и выход на рубеж Слобожанское – Веселое.
- После оцепления и захвата города Волчанск, введение в бой «эшелона развития» из состава 44-го АК (до 7-и мсб и еще 1-го тв и 1-го адн) и выход на рубеж Бугаевка – Белый Колодец – Приколотное – Ольховатка.
Третий (завершающий этап)
- Выход на рубеж – Первомайское – Большой Бурлук – Григоровка – Отрадное по частям и соединениям из состава 6-й ЗВА, 44-го АК и определенного комплекта войск из состава 2-й мсд и 47-й тд (из состава 1-й ТА).
Собственно, именно такой план противника, однако, без всех этих деталей и нюансов, изобразил достаточно кратко и лаконично в одном из своих недавних заявлений Главнокомандующий ВСУ генерал Сырский и был, с моей точки зрения, абсолютно прав.
То есть то, что вы сейчас прочитали – было задумано и запланировано противником именно на Харьковском операционном направлении. Наложите на все это, еще ИПСО противника, на всех трех уровнях, в том числе относительно действительных и ложных целей этой операции, и общая картина под названием «большое российское наступление на Харьков» будет – почти полной. Иными словами, настоящей целью российского наступления «на Харьков» было, и, судя по всему, продолжает быть, не сам Харьков, а тылы нашей Купянской группировки. Или, чтобы было понятнее – вся территория Харьковской области восточнее каскада водохранилищ Северского Донца.
С момента начала этого перформанса врага на Слобожанщине прошло более двух недель (первые рейдовые группы противника, в том числе с бронетехникой, предприняли попытки пересечь границу 10.05.2024-го). Чего удалось достичь противнику в реальности, то есть на практике – особенно в отношении тех целей и усилий противника на этом направлении, вы все видите.
Однако очевидно, что его операция на Харьковском операционном направлении все еще продолжается. И отказываться в полной мере от ее продолжения, командование противника пока не собирается.
Читайте также:
- Борьба за рубеж Северского Донца. Обзор с нескольких направлений
- Битва за Волчанск. Новые вызовы и возможные намерения противника
- Что происходит на Харьковском направлении? Обзор с фронта
- Почему наступление на Харьков может оказаться большой ошибкой для России
- Если у россиян все так здорово, то куда они спешат?
- Враг усиливает давление на Купянском направлении. Смогут ли Силы обороны отстоять позиции?
- Россия изменяет стратегии в ведении боевых действий. Чего ждать Украине?
- Как украинские дроны превращают Крым в «зону закрытого доступа» для врага
Коментарі — 0