Размышления о будущем Украины. Что делать с экономикой
Экономика нуждается в амбициозных целях, визии, драйве и динамике
Сэмюэл Хантингтон как-то написал, что для выхода страны из зоны социально-экономической турбулентности, ей необходимо преодолеть отрезок подушевого ВВП на уровне 5 тыс дол.
Иначе – постоянные революции и социальные волнения. Что и доказала Украина, балансирующая в диапазоне подушевого ВВП от 3 до 5 тыс дол.
Попутно отметим, что для формирования среднего класса важно преодоление подушевым ВВП отметки в 10 тыс дол (на что и был сделан расчет в контексте перспектив демократизации Китая со стороны Запада, когда была принята стратегя дать китайцам «разбогатеть»).
А для стабильного общества потребления – более 15 тыс дол.
С другой стороны, у развивающейся страны всегда есть такой резерв роста как показатель валового продукта по паритету покупательной способности или ВВП по ППС.
Этот показатель возникает на разнице потенциалов девальвации национальной валюты и инфляции.
Просто необходимо, чтобы инфляция была выше девальвации.
В мире цифр паритета покупательной способности, Украина совсем иная страна, чем в сфере номинальных значений.
Судите сами.
Возьмем показатели по паритету покупательной способности на начало полномасштабной войны.
Курс гривны к доллару – 9,3.
ВВП – больше 500 млрд дол.
Подушевой ВВП – на уровне 13 тыс дол.
Если сравнить с номинальными значениями, разница существенная:
Курс гнривны: 25-27
ВВП – 200 млрд дол.
Подушевой ВВП – менее 5 тыс дол.
Кстати, именно дисбаланс между «миром покупательной способности» и «миром номинальных значений» формирует ту самую пропасть в впосприятии реальности, когда относительно зажиточная Украина соседствует с нищей частью страны.
И эти Украины не понимают и не слышат своих соседей по социуму, лишь показывая друг другу дули во время выборов.
С точки зрения экономики, такая двойственность легко объясняется.
Модель по паритету покупательной способности выгодна тем, у кого есть долларовый доход (экспортеры сырья, специалисты, получающие зарплату в долларах).
И невыгодна людям с небольшими гривневыми доходами.
Возьмем показатель курса гривны по ППС в размере 9,3 грн/дол. Что он значит?
На один доллар в США можно купить примерно столько же товаров и услуг как в Украине на 9,3 грн.
Разрыв между номинальным курсом и курсом по ППС перед войной достиг у нас трехкратной величины.
Следовательно в Украине за 27 гривен можно купить товаров и услуг как в США на три доллара.
Таким образом, показатель по паритету покупательной способности (purchasing power parity) – представляет собой соотношение валют разных стран, «взвешенных» на разницу в их покупательной способности.
Расчет производится по сопоставимым группам товаров и услуг, которые пользуются наибольшим спросом у населения.
Простыми словами, на сумму эквивалентную ста долларам, можно купить совершенно разные объемы товара, например, в Украине и Германии.
«Материальная часть» данной теории была разработана представителем Саламанкской школы, Густавом Касселем, а также Доминго де Сото и другими экономистами.
В связи с этим, показатель ВВП в перерасчете на номинальный курс национальной валюты к доллару может выглядеть вполне печально, а по паритету покупательной способности – в два-три раза больше.
Рассчитывая ВВП по ППС, выигрывают в основном развивающиеся страны, где номинальные курсы национальных валют подвержены глубокой девальвации, в то время как внутренние цены на товары и услуги остаются на сравнительно низком уровне.
Сказывается слабый потребительский спрос и низкая платежеспособность населения.
Очевидно, что в результате применения подобной методики выигрывают такие страны как Бразилия, Индия, Украина и другие.
Показатель ВВП по ППС активно применяется мировыми и транснациональными организациями, например МВФ, Всемирным банком, Евростатом.
В качестве эрзац методик определения данного показателя, используются такие весьма курьезные модели как «индекс Биг-Мака», который рассчитывается английским еженедельником The Economist на основании цен в ресторанах McDonalds по группам стран.
Или «индекс iPod», который определяется австралийским инвестиционным банком Commonwealth Securities при сравнении цен на продукцию фирмы Apple в различных странах.
При расчете ВВП по ППС уровень цен в США принимается за базовый (=100) и уже от этой базы сравнения отталкиваются аналитики при расчете указанного выше показателя по отдельным странам.
Кстати, самый высокий уровень цен наблюдался на Бермудах, у них ценовой индекс более чем на 50% превышает американский.
Чем еще хорош показатель ВВП по ППС?
Тем, что он «помогает» расти экономике более динамично при относительно вялых номинальных показателях.
Если оценивать динамику роста ВВП в постоянных ценах, то тут повода для оптимизма у нас пока нет.
Украинская экономика растет номинально в пределах 3%, в то время как группа развивающихся стран – значительно быстрее (4-5%).
Фокус с показателем ВВП по ППС могут проделывать преимущественно сырьевые экономики, где курс национальной валюты может быть стабилен вследствие благоприятной конъюнктуры на внешних рынках.
Кроме того, по причине обилия сырья, например сельскохозяйственного, внутренние цены могут оставаться на относительно низком уровне.
Естественно на играх с показателем ВВП далеко не уедешь.
Рано или поздно, но реальное состояние экономики даст о себе знать.
Именно поэтому, нам необходимо совершить свой экономический «взлет».
Но осуществить его можно лишь в атмосфере раскрепощения предпринимательской инициативы и бизнес-драйва.
Снять железобетонную плиту государственного регулирования и олигархических ФПГ, вывести активный, креативный класс общества из-под «регулятивного асфальта», создать стимулы роста как единственный способ национального выживания.
Низкие проценты и доступные кредиты, умеренная девальвация гривны, грамотная тарифная политика государства (минимизация небазовой инфляции), эффективные налоговые стимулы, модернизация экономики, легализация массовых титулов собственности малого бизнеса для вовлечения их активов в экономический оборот.
Кроме того, необходимо применить и эффективную взаимосвязь между показателем ВВП и уровнем внутренних цен, ведь в таком случае не только усилится рост ВВП по паритету покупательной способности, но и будет найден эффективный баланс между темпами роста экономики и индексом инфляции.
Именно поэтому, Украине необходимо перейти к таргетированию внутреннего валового продукта и установить цель по выходу на целевой уровень ВВП.
Такой монетарной целью долже стать номинальный ВВП в размере 500 млрд дол и показаель ВВП по паритету покупательной способности на уровне 1 трлн дол.
Этой задаче и должны служить инструменты монетарной политики НБУ.
Многие годы не утихают споры, какой уровень инфляции полезен для эффективного развития нашей экономики: 0%, 5%, 10-15%?
Но экономика сама должна ответить на этот вопрос.
И таргетирование ВВП будет этому содействовать.
То есть задача центрального банка заключается в том, чтобы с помощью монетарных инструментов содействовать экономическому росту, созданию рабочих мест и выходу экономики на таргетный уровень, а уже сама экономика и решит какой оптимальный уровень потребительской инфляции ей для этого нужен.
Скорее всего, это будет уровень инфляции на отметке 10% с люфтом до 15% в периоды максимальной экономической активности и спроса на материальные и трудовые ресурсы.
Механизм таргетирования ВВП позволит дать ответ на шоки предложения и ухудшение конъюнктуры внешних сырьевых рынков.
Дерегуляция и снятия монопольной железобетонной плиты с малого и среднего бизнеса должны решить проблему роста на микроуровне.
Но пока все эти предложения – лишь на уровне «гласа, вопиющего в пустыне».
Может все дело в том, что у нас никто на политическом уровне и не ставит задач по выходу на определенные рубежи экономического развития?
Вы где-нибудь видели среди политических лозунгов партий, пришедших к власти, например, обязательство по выходу ВВП страны на уровень 500 млрд дол в течение ближайшего политического цикла.
Или обязательства премьер-министра при назначении на должность, передать страну своему преемнику с темпами роста ВВП на урове 8-10%?
Экономика без амбициозный целей, без визии, без драйва и динамики.
Нет амбициозных целей экономического развития, нет и больших социальных целей развития общества.
Нет геополитической стратегии.
Если нет прочного базиса, надстройка всегда будет клониться под воздействием «самого сильного» внешнего ветра....
Коментарі — 0