Пленники Фирташа, или Кто же действительно против Украины?
Сегодня в той части Лукьяновского СИЗО, куда помещена тройка «главных газовых контрабандистов» (экс-глава таможни Анатолий Макаренко, экс-первый заместитель главы «Нефтегаза Украины» Игорь Диденко и таможенник Тарас Шепитько, непосредственно проводивший оформление передачу «фирташевского газа» на баланс государства), как говорят, самым распространенным анекдотом является такой:
Сегодня в той части Лукьяновского СИЗО, куда помещена тройка «главных газовых контрабандистов» (экс-глава таможни Анатолий Макаренко, экс-первый заместитель главы «Нефтегаза Украины» Игорь Диденко и таможенник Тарас Шепитько, непосредственно проводивший оформление передачу «фирташевского газа» на баланс государства), как говорят, самым распространенным анекдотом является такой:
Раньше олигархи хвастались в своем кругу: мол, вот у меня есть 5 яхт, три дома в Каннах и счета в кипрских банках. А сегодня они хвастаются, у кого больше заключенных в СИЗО.
Данное «произведение» разные источники приписывают Игорю Диденко (кстати, аккурат сегодня Апелляционный суд в очередной раз продлил срок пребывания Диденко за решеткой СИЗО, пока он не ознакомится с делом). Возможно, Диденко и «отмачивает» один за другим словесные перлы, приводящие в серьезное замешательство тюремных наблюдателей, но СИЗОвские легенды – это только мизерная, и наверное, самая «веселая» часть обывательской жизни людей, причисляющих себя к политзаключенным и пленникам олигарха Фирташа.
После обнародованных «Зеркалом недели.Украина» разоблачительных документов и разъяснений, касающихся возврата ЛИЧНО г-но Фирташу 12.1 млрд.куб. газа, становится совершенно понятным, «кто более матери-истории ценен» - люди, оформляющие газ для нужд страны, или люди, его отбирающие.
Приведем несколько самых знаковых цитат из «ЗН.У»:
«Имеющиеся в распоряжении редакции документы позволяют утверждать, что на завершающем этапе возврата Дмитрию Фирташу 12,1 млрд. кубометров природного газа Украину и всех ее граждан обворовали, а законы при этом нарушали с таким цинизмом, что ни один следователь-«важняк» из ГПУ, пока В.Янукович на Банковой, не осмелится вести это дело. Скорее уволится, даже без пенсии, или скажется больным-инвалидом. Найдет любые причины, лишь бы не сойти с ума (если есть мораль и ответственность) либо не загреметь на многие годы за решетку. Примерно так действовали таможенники, которым в добровольно-принудительном порядке предлагали оформить передачу газа компании «РосУкрЭнерго».
«Камнем преткновения стало то, что газ уже был оформлен в режиме „импорт 40“, означающем, что он предназначен для украинских потребителей и только на территории Украины (т.е. выпущен в свободное обращение). При оформлении газа в режиме „транзита“ возникали проблемы с таможенным оформлением и НДС, который подлежал бы возмещению HAK „Нафтогаз Украины“ из государственного бюджета.
Кроме того, при выборе режима „экспорта“ появляется еще больше вопросов в связи с тем, что мы, по сути, имеем дело с экспортом природного газа с территории Украины. Иначе говоря, при экспортном режиме автоматически экспортер газа обязан был бы уплатить пошлину — 35% от таможенной стоимости экспортируемого объема газа. Кто, по сути, был экспортером? „РосУкрЭнерго“! Эта компания и должна была заплатить экспортную пошлину. Если взять среднюю цену газа в 350 долл. за 1000 кубометров, то выходит, что „РосУкрЭнерго“ при общем объеме экспорта 12,1 млрд. кубометров газа должна была заплатить в бюджет Украины 1,276 млрд. долл.!
Но кто-то решил, видимо, сделать приятное РУЭ и „разрешить не платить“ эту пошлину… Таким вот нехитрым способом (аннулированы старые таможенные декларации и „оформлены“ новые — „транзитные“, беспошлинные) достигнута цель благодетелей РУЭ — избежать издержек, сопряженных с уплатой обязательных налогов и платежей».
Как в этот раз «сработала» таможня?
Среди работников таможни, учитывая печальный опыт бывшего руководителя ведомства, не наблюдалось очереди из лиц, рвущихся положить себя на алтарь сделки с „РосУкрЭнерго АГ“.
По всей видимости, шаткая правовая обстановка и неприятный душок от этой сделки с газом уже вызвали определенную настороженность у таможенников, а последовавшая за этим кадровая чехарда четко иллюстрирует ситуацию.
На момент таможенного оформления 12,1 млрд. кубометров злосчастного газа Энергетическую таможню возглавлял Р.Черкасский, опытный таможенник с неплохим послужным списком, успевший поработать у Раисы Богатыревой в СНБО, а при премьере В.Януковиче — поруководить таможенной службой. Можно лишь удивляться, как в мгновение ока генерал с тремя звездами на погонах после ознакомления с документами, на которых должен был поставить свою подпись, оказался курсантом в Хмельницком учебном центре (его отправили на повышение квалификации).
Последовавшее за этим возбуждение уголовного дела по фактам уклонения коммерсантов от уплаты таможенных сборов при ввозе нефти из Азербайджана — всего лишь красочное дополнение к картине происшедшего. Кстати, в судьбе Р.Черкасского большую роль сыграли народные депутаты, которые как нельзя кстати обратились с официальным письмом к премьер-министру, где изложили (по данным их оперативных источников) всю грязную подоплеку деятельности руководителя Энергетической таможни (см. на сайте ZN.UA). В принципе, могу лишь заметить, что „особая папка“ из советских партийных архивов по сравнению с подобным опусом — детский лепет.
Похоже, что судьбу Р.Черкасского может разделить еще один руководитель таможенной службы — А.Федоров, который также отказался выполнять возложенную на него историческую миссию и ушел на больничный.
Еще одна неудачная попытка подписания документов для таможенного оформления газа для „швейцарской“ компании имела место уже при новом исполняющем обязанности руководителя Энергетической таможни А.Бочко. Он попытался переложить подписание скандальных документов на своих подчиненных, которые, ознакомившись с документами, по очереди убегают в отпуска и на больничные. Говорят, что единственный оставшийся — пока незадействованный — С.Горячий, и так уже проходящий по уголовному делу о незаконном присвоении газа РУЭ, прямо заявил, что его могут повесить за ноги прямо перед таможней, но подписывать себе второе уголовное дело он не будет.
Оказавшись в такой ситуации, А.Бочко вызывает инспектора из одной из областей Украины и переводит его на два дня в ЭРТ (очевидно, при поддержке руководства Государственной таможенной службы). По информации работников таможни, фамилия вновь прибывшего — Е.Носов, и этот инспектор — из числа „залетчиков“, и против него уже было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 201 УК Украины за то, что он „топил транзит“ — товар, который должен следовать транзитом через Украину, по дороге исчезает. Видимо, Е.Носову пообещали все закрыть, если он выполнит задачу в ходе своей „краткосрочной командировки“. Стрелочнику передали под расписку номерную печать инспектора на несколько часов, необходимых для оформления газа, и, объяснив задачу, заставили провести таможенное оформление природного газа, переданного НАК „Нафтогаз Украины“ в пользу РУЭ. Как говорят злые языки, после этого его на ЭРТ больше никто не видел. По неподтвержденной информации, его якобы отправили в СИЗО, чтобы не болтал лишнего»…
Из всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов. Но мы не будем этого делать. Потому что по большому счету наиболее компетентные выводы должна сделать не только Генпрокуратура, но и Совет нацбезопасности и обороны Украины, который, кажется, еще пока возглавляет Президент. Ведь речь действительно идет о национальных интересах. Конечно, если такие в этой стране еще имеются.
Коментарі — 0