Туманное будущее Яценюка
Уже не секрет, что решение идти отдельно «Народным фронтом», а не в составе «Блока Петра Порошенко» Аресний Яценюк принимал после достаточно нервного разговора в Администрации Президента.
Уже не секрет, что решение идти отдельно «Народным фронтом», а не в составе «Блока Петра Порошенко» Аресний Яценюк принимал после достаточно нервного разговора в Администрации Президента. Яценюк требовал письменного закрепления в документе-соглашении своего будущего премьерства, а также 50% избирательного списка. Не исключено, что Яценюк консультировался по этому поводу с Александром Турчиновым, который в свое время был автором соглашения коалиции «Сила народа», закрепившего премьерство Юлии Тимошенко после победы Виктора Ющенко на президентских выборах.
Сегодня, как и в случае с Тимошенко, Яценюк является самым ближайшим конкурентом Порошенко за народные симпатии. Да, Арсений Петрович не ходит кататься кабминовской командой на коньках и пока еще не появился на обложке всемирно известного глянцевого журнала (конкуренцию ЕLLE может составить разве что Time), но общего с Тимошенко у него более чем достаточно.
Во-первых, он тоже думает о будущей президентской кампании.
Во-вторых, ему очень важно внешнее впечатление, которое он производит на окружающих.
В-третьих, к эффективности работы его Кабмина, как и к работе Кабмина Тимошенко есть много вопросов.
«Правительство камикадзе», которое должно было провести реформы пока не может похвастаться ничем, кроме как внешним европейским имиджем. Да и в Европе уже в открытую говорят, что процесс реформ в Украине начал тормозиться. Имеется ввиду, конечно же, количество эффективных менеджерских действий со стороны правительства Яценюка. В посольствах многих западных стран уже не скрывая ставят под сомнение эффективное распределение и трату средств, которые Украина получает как заемщик. Открыто говорят о вездесущей корупции, и если б не война – то о ней говорили еще больше и еще резче. Отдельные представители посольств говорят о предложении отправить своих эмиссаров для контроля выделяемых кредитов. И даже уход «грузинских внешних консульстатнов» во главе с Бендукидзе говорят о начинающемся кризисе доверия к правительству. Этот сигнал пока еще не дошел «до низов», но уже понятен наверху. Вопросы: «Чем сегодня занято правительство? Какие реформы оно проводит? С кем консульсультируется? Почему все происходит так же, как и при Азарове – непрозрачно и закрыто? Что делается для обороны?» - зависают в воздухе. И если Президент хоть пресс-конференции дает, то премьера можно увидеть разве что в рекламных роликах.
Надежды на то, что Яценюк – это украинский Бальцерович, который поднимет экономику, себя не оправдали. Возможно, у Яценюка будет еще шанс. Но когда? Да, многое можно списать на войну, на неэффективную Раду, на объективные и субъективные «чинники». Но есть масса вещей, которые зависят непосредственно от политической воли премьера – взять, к примеру, опять таки вопросы проведения тендеров или уменьшение количества регулятивных «бумажек» для бизнеса. Что в стране с падающей экономикой и проблема с финанированием – крайне важно. Есть и вообще персонифицированные вещи – обществу, несомненно очень интересно знать, насколько чувствительной для страны является роль бизнез-партнеров Яценюка (например, Иванчука) на принятие тех или иных государственных решений...
В Администрации Президента, насколько можно судить, начинают понимать необходимость замены правительства сразу после парламентских выборов. Во всяком случае, уже даже претенденты называются.
Не берусь судить сейчас о реальных кандидатах на премьерство, но можно констатировать, что любому, кто придет на замену Яценюку (скорее всего, это будет не политическая фигура, а человек-функционал) придется непросто. Хотя бы потому, что команда Порошенко уже подготовила новому правительству дорожную карту, за полтора месяца до парламентских выборов презентовав стратегию развития до 2020 года. В любом случае теперь правительство (старое или новое) обязано будет подтягивать все озвученные показатели под президентские инициативы. Более того, созданный новый орган при Президенте – Национальный совет реформ - может стать негласным параллельным Кабмином, которое только усилит президентскую вертикаль.
Сегодня Яценюк для Порошенко является «вынужденным» партнером. И своего рода громоотводом. Поскольку Порошенко вряд ли хочет делить ответственность с людьми, которые будут тянуть его рейтинг вниз. Будущее Яценюка зависит от того, сможет ли Президент создать коалицию в новой Раде без помощи Арсения Петровича. Социология подсказывает, что Яценюк может и не оказаться обладателем «золотой акции».
Коментарі — 0