Мэр Виталий Кличко: первые шаги по пути Черновецкого
Оканчивается второй месяц с тех пор, как в Киеве был избран городской голова Виталий Кличко.
Одновременно был избран и новый состав Киеврады, в котором партия УДАР имеет подавляющее большинство, и это дает новому мэру возможность приступить к реализации своих предвыборных обещаний.
Одним из важнейших среди них было восстановление в столице легитимной системы местного самоуправления, каковое обещание Виталий Кличко несколько раз озвучивал, еще будучи депутатом Киеврады, где он возглавлял фракцию партии УДАР, находившуюся в оппозиции к столичной власти при Черновецком и Попове.
Но легитимная система местного самоуправления до сих пор не сформирована, а именно — Киеврада не приняла решения о создании на срок ее полномочий исполнительного органа рады и формировании персонального состава исполкома. Отсутствуют какие-либо признаки того, что эту предусмотренную законом важнейшую процедуру вообще кто-то собирается выполнять. Вместо этого Киевская городская госадминистрация, так и не получившая легитимным путем от Киеврады самоуправленческие полномочия, незаконно выполняет функции исполкома. Более того, решения юридически отсутствующего органа оформляются в виде неких «распоряжений КГГА», что является правовым нонсенсом, поскольку исполком является органом коллегиальным, а распоряжения являются единоличным нормативным актом должностного лица.
Таким образом, при Кличко повторяется правовая вакханалия времен правления Черновецкого и его «молодой команды», против которой Кличко и его фракция в свое время так яростно и справедливо выступали.
Трудно сказать, что мешает новоизбранному составу Киеврады сформировать свой легитимный исполнительный орган. При Черновецком и Попове этому якобы мешали противоречивые шкурные интересы различных групп раздробленного столичного представительского органа. Сейчас же, повторим, партия Кличко УДАР имеет в Киевраде подавляющее большинство, а потому способна единолично сформировать исполком, не прибегая к коалиционным «теркам». Словом, объективно ничто не мешает новой столичной власти во главе с Кличко воплотить в реальности предвыборный лозунг о «жизни по-новому» авторства Петра Порошенко, с которым Кличко и УДАР «неожиданно» вошли в коалицию на президентских выборах.
Правда, СМИ постоянно развлекают досужую публику информационными сливами о том, что самая многочисленная фракция Киеврады от партии УДАР, численность которой вместе с мажоритарщиками превышает 70 голосов из 120 возможных, якобы вот-вот расколется на собственно УДАР и тех людей Порошенко, которые прошли в Киевраду под знаменами Кличко, поскольку у Порошенко своих «знамен» на тот момент не было, как нет по сей день. Даже если это и так, то и Порошенко, и Кличко обещали избирателям следовать священным принципам демократии. В свою очередь, известно, что демократия — это, в том числе, следование законной процедуре. А потому при любых «разборках» внутри фракции УДАР она обязана принять предусмотренное законом решение о создании своего исполнительного органа и назначении его персонального состава.
-- Местное самоуправление в Киеве. Избранные главы запутанного законодательства
Чтобы понять, о чем идет речь, следует опять хотя бы кратко взглянуть на некоторые нормы закона.
В статье 51 Закона «О местном самоуправлении» говорится: «...виконавчий комітет ради... утворюється... радою на строк її повноважень... Персональний склад виконавчого комітету... міської ради затверджується радою». Для Киева эта норма подтверждается статьей 10 Закона «О столице»: Киеврада образует исполнительный орган, который подотчётен и подконтролен столичному представительскому органу.
Вместе с тем государственная власть и местное самоуправление в столице имеют существенные особенности. Они установлены нормами Закона «О столице» и решением Конституционного суда (КС) № 21-рп/2003. Согласно этим документам, Киевская городская государственная администрация (КГГА) и исполком Киеврады в организационном плане являются единым органом двойной подчиненности. По вопросам, отнесенным к полномочиям государственного управления, КГГА является местным органом государственного управления, подчиняется Президенту и Кабмину, а глава КГГА назначается Президентом по представлению Кабмина. В вопросах, относящихся к сфере полномочий местного самоуправления, КГГА является исполкомом Киеврады, подотчетна ей и ею формируется специальным решением на срок полномочий рады.
Отсюда следует, что столичный городской голова объединяет одновременно три должности. Во-первых, это должности председательствующего в Киевраде и главы ее исполнительного органа, что справедливо для всех городов в Украине в рамках Закона «О местном самоуправлении». Во-вторых, это должность главы местного органа государственной власти, что является особенностью столицы, равно как и само наличие в ней городской администрации. Эту норму в свое время «продавил под себя» бывший городской голова Александр Омельченко.
Изрядно удивила недавняя дискуссия о том, должен ли Порошенко назначать Кличко главой КГГА. Да Порошенко просто обязан был это сделать по закону! Другое дело, что закон несовершенен, поскольку предусматривает смешение государственной власти и местного самоуправления, и нахождение одного и того же лица в руководящих органах обеих указанных структур, что влечет возникновение так называемого конфликта интересов. Чтобы избежать этого, необходимо изменить закон. Но за время правления новой «демократической власти» Верховная Рада уже дважды проваливала законопроекты с поправками к Закону «О столице», которыми предусматривалось разделение КГГА как органа госвласти и исполкома Киеврады, а также разделение должностей главы госадминистрации и городского головы, возглавляющего исполком и председательствующего на заседаниях Киеврады. И провален он был отнюдь не только из-за позиции партии УДАР Виталия Кличко, который сейчас в этом не заинтересован. Постарались и другие, поскольку в столице сплелось очень много политических и шкурно-экономических интересов различных кланов и отдельных персонажей.
Но кроме организационного единства, КГГА как выполняющий двойную функцию орган должна обладать еще и правовым единством. Здесь следует опять обратиться к ст. 51 Закона «О местном самоуправлении» и ст. 10 Закона «О столице», согласно которым Киеврада на своем заседании в установленном законом порядке на срок своих полномочий должна на базе КГГА создать свой исполнительный орган и сформировать его персональный состав во главе с избранным прямым голосованием городской общины мэром, то есть городским головой. Лишь после этого Кабмин может на основе этого органа сформировать местный орган государственной власти, а президент — назначить его главой мэрии, как того требует Закон «О столице».
Только в этом случае столица, наконец, будет иметь полностью легитимную власть.
-- Кривые дорожки Черновецкого и компании
Но именно решения Киеврады о формировании исполкома до сих пор нет. По крайней мере, на официальном сайте Киеврады информации о принятии подобного решения найти не удалось, равно как и на сайте КГГА.
Тот факт, что Кличко легитимно назначен главой КГГА, а значит исполкома Киеврады, — это еще далеко не все. Новый состав Киеврады уже нашел время для скандалов и склок при дележе мест в отраслевых комиссиях. Подавляющее большинство хотело попасть в комиссии, связанные с финансовыми потоками и коммунальной собственностью. Но Киеврада так и не удосужилась сформировать исполком, что должна была сделать едва ли не в первую очередь.
В то же время сам Кличко почему-то не торопится вносить в повестку дня рады этот важнейший и первостепеннейший вопрос. Вместо этого он назначает заместителей главы КГГА, хотя не имеет права этого делать, поскольку они будут выполнять должностные обязанности не только в органе государственного управления, но и в и органе местного самоуправления, то есть в исполкоме, который так и не сформировала Киеврада. Иными словами, назначение замов Кличко нелегитимно, равно как и осуществление КГГА полномочий исполнительного органа местного самоуправления.
Таким образом, новая столичная власть бодро шагает по кривой дорожке Черновецкого и его команды. Хотя еще не так давно Кличко и его команда нещадно и справедливо критиковали «Ленчика-Космонавта» за грубейшие нарушения закона.
Более того, документооборот новой столичной власти до боли напоминает игры, которыми забавлялись Черновецкий и его «молодая команда». Если заглянуть на сайт КГГА, то можно с удивлением обнаружить, что сей орган, как и во времена Черновецкого и Попова, продолжает продуцировать юридически никчемные документы под дивным названием «распоряжения КГГА». Хотя КГГА в любой ее ипостаси в принципе не может издавать распоряжения!
Распоряжение — это единоличный нормативный акт, издаваемый должностным лицом в рамках его полномочий. В то же время, если рассматривать КГГА как исполком Киеврады, то это коллегиальный орган, который издает коллегиальные решения за подписью городского головы. Очевидно, что коллегиальный орган единоличные нормативы издавать не может. Если же рассматривать КГГА в его второй ипостаси, то есть как местный орган государственной власти, то этот орган вообще не имеет полномочий издавать нормативные документы. Распоряжения, приказы, поручения и другие единоличные нормативные документы могут издавать глава КГГА, его заместители, руководители подразделений в рамках своих полномочий. Точно так же чиновники органа местного самоуправления, включая мэра, могут в рамках установленных законом полномочий издавать единоличные нормативы.
Но чиновники, включая городского голову Виталия Кличко, издавать единоличные распоряжения по вопросам, которые отнесены к компетенции коллегиального исполнительного органа Киеврады и должны устанавливаться решением исполкома, не могут. А именно это, во многих случаях, сейчас и происходит, насколько можно судить из перечня нормативов, изданных КГГА в последнее время. Следует отметить, что в бытность Черновецкого городским головой, Кличко и его партия нещадно и справедливо критиковали подобные незаконные действия «молодой команды». Не хотелось бы думать, что точка зрения определяется местом сидения...
* * *
Подведем итоги. Киев по-прежнему не имеет полноценной системы местного самоуправления. КГГА и ее персональный состав не имеют полученных в установленном законом порядке полномочий исполнительного органа местного самоуправления и осуществляют сейчас эти полномочия нелегитимно, что можно расценивать даже как узурпацию власти. Нынешнее нормотворчество КГГА во исполнение самоуправленческих полномочий также является незаконным и юридически ничтожным. Все это происходит на глазах высших должностных лиц страны, включая президента.
Таковы пока крайне неутешительные результаты «жизни по-новому» в столице...
Коментарі — 0