Контрабанда во время войны, визы для россиян и новые проблемы Бориса Апреля. Интервью с спикером Пограничной службы

Контрабанда во время войны, визы для россиян и новые проблемы Бориса Апреля. Интервью с спикером Пограничной службы
Спикер ГПС Андрей Демченко: «До сих пор есть те, кто пытается подкупить пограничников»
Фото: dpsu.gov.ua

«В Европу до сих пор можно выезжать по внутреннему паспорту, но…»

Пограничная служба констатирует: украинцы, покинувшие страну в первые недели полномасштабной войны, продолжают возвращаться. Причем мужчины призывного возраста понимают, что снова уехать по ныне существующим правилам не получится. Однако для пограничников пока приоритетным является не столько контроль пересечения границы физическими лицами, сколько вопрос обеспечения украинцев импортными товарами, потому что из-за перекрытия россиянами портов и боевых действий перебои с поставками многих стратегических товаров – от топлива до соли, которые теперь завозятся из-за границы. Фактически единственным открытым для импорта остается только западное направление, на которое и приходится основная нагрузка.

Спикер пограничной службы Андрей Демченко рассказывает, как решается проблема скопления фур на границе, каким грузам оказывается повышенное содействие при пересечении и как часто мужчины призывного возраста пытаются скрыться из страны.

«Очередей на выезд уже нет»

В последний раз «Главком» общался с вами в марте, фактически в начале войны, когда все еще находились в шоковом состоянии. Как с тех пор изменилась ситуация на границах?

В начале, конечно, пассажиропоток был больше на выезд из Украины. Когда люди спасались от войны, пассажиропоток мог достигать 120-130 тысяч человек за сутки, которые мы оформляли на границе. На данный момент – и это уже длится некоторое время – пассажиропоток колеблется на уровне 85-90 тысяч человек за сутки в обе стороны. Конечно, иностранцев из них немного. Где-то с 10 мая, кроме некоторых дней, мы фиксируем тенденцию преимущества въезда в Украину над выездом из нее.

Вот буквально за минувшие сутки границу пересекло 90 тыс., из которых на выезд было 43 тысячи, а остальные – на въезд. Иногда преимущество на въезд может достигать и 10 тысяч человек. Украинцы начинают возвращаться домой.

В начале войны украинцы, у которых по определенным причинам не было при себе загранпаспорта, имели возможность выехать за границу по внутреннему. Но уже в апреле вы заявляли, что нужно иметь при себе биометрический загранпаспорт.

Сейчас тоже можно по внутреннему. Мы отмечали, что по законодательству и ввиду нашей ответственности перед европейскими странами внутренний паспорт не входит в те документы, по которым можно пересечь границу с ЕС. Однако возникали ситуации, когда люди не успевали оформлять своевременно документы. И тогда, как и в первые дни и недели, была достигнута договоренность с нашими европейскими партнерами, чтобы продлить возможность гражданам Украины покидать ее границы также по внутренним паспортам.

Но мы напоминаем нашим гражданам о важности по возможности оформлять загранпаспорта. Объясню почему: уже находясь в странах Европы они могут столкнуться с особенностями законодательств тех стран, где находятся. Им просто необходимо будет иметь при себе загранпаспорт, а не только внутренний.

Очереди на границах уже исчезли – и на въезд, и на выезд? Особенно если сравнивать с теми, что все видели в феврале-марте, когда люди просто ночевали в машинах на подъездах к пунктам пропуска.

Здесь нужно разделить пассажиропоток и грузовой поток. Относительно пассажиропотока уже долгое время очередей на выезд нет. Они могут возникать на определенных направлениях, но это точно не та ситуация, которая была в первые недели, когда количество транспортных средств на пунктах пропуска могло достигать пяти-шести тысяч.

Относительно въезда. Сейчас завершается возможность беспошлинного ввоза транспортных средств в Украину и это также повлияет на ситуацию. По информации пограничников из стран Евросоюза, в настоящее время есть значительные очереди легковых транспортных средств, приобретенных гражданами именно с такой целью.

Прокомментируйте скандал с Петром Порошенко, которого пограничная служба несколько раз не пропускала за границу. Буквально на днях из-за якобы неправильного оформления документов не выпустили из страны мэра Чернигова Владислава Атрошенко на конференцию в Швейцарию. Это известные случаи, потому что в них задействованы публичные лица. Как часто в целом такие проблемы на самой границе возникают и что, как правило, является их причиной.

У меня нет доступа к информации о пересечении границы конкретными лицами и попытках такого пересечения. Отмечу, что пограничники действуют в рамках действующего законодательства, в частности во время действующего в Украине военного положения. Если есть основания – пропускают, если нет – отказывают. В настоящее время в среднем за сутки около ста граждан получают отказ в пересечении государственной границы.

Несколько экзотическая ситуация случилась с артистом, трансгендером Борисом Апрелем, который признался, что незаконно пересек границу и получил статус беженца в Германии. Что ему за это теперь может быть и случались ли еще инциденты с трансгендерными женщинами, у которых мужские паспорта?

Мы же правовое государство. Если у него в паспорте написано, что он мужчина, пограничники не могут его рассматривать как личность другого пола. Если помните, этот человек отмечал, что его до этого не пропустили через границу. Не могу судить, где он сейчас, поскольку не преследую людей. Но напомню, что даже на въезде в Украину пограничники могут привлечь любого человека – хоть иностранца, хоть гражданина Украины – к ответственности.

«В первую очередь, приоритет – зерновозам и бензовозам»

Сейчас из-за блокировки портов весь импорт, по сути, идет через западную границу. Проблемы какого масштаба создает это?

Конечно, это привело к накоплению грузовых транспортных средств, которые ожидают оформления как выезда, так и въезда. Но правительство, соответствующие министерства и ведомства делают все, чтобы увеличить пропускную способность грузовиков. На пунктах пропуска на границе с Польшей было повышено максимальную тоннажность – увеличен вес грузовиков, которые могут пересекать границу. Ограничение массы в 3,5 тонны было повышено до 7,5 тонны.

Кроме того, разграничены направления движения для грузового и пассажирского транспорта по пунктам пропуска. К примеру, в пункте в Краковке мы увеличили количество полос для грузовиков с четырех до десяти. Это увеличивает поток в 40 раз, и оно может быть еще увеличено, когда отработаются все механизмы взаимодействия между странами. Параллельно в Краковке обустраивается пассажирское направление. Там пока не оформляются автобусы на выезд, но это будет восстановлено сразу, когда устройство завершится. А на пункте пропуска «Ягодин» осуществляется только пропуск грузовых транспортных средств.

Идет работа с румынской стороной по укреплению инспекторского состава, осуществляющего оформление на границе, причем из разных ведомств. Достигнуты договоренности по возможному разграничению разных направлений после того, как заработают два дополнительных пункта пропуска на границе с Румынией, которые сейчас обустраиваются.

Есть ли какая-нибудь приоритетность для конкретного вида грузов, которые пересекают границу по упрощенной процедуре?

В первую очередь, приоритет – зерновозам и бензовозам.

Андрей Демченко: Наша задача – контролировать линию границы и речь не только о пунктах пропускаФото: dpsu.gov.ua Андрей Демченко: Наша задача – контролировать линию границы и речь не только о пунктах пропуска
Фото: dpsu.gov.ua

«Количество попыток контрабанды начинает расти»

Как меняется количество попыток пересечь границу мужчинами призывного возраста, пытающихся подкупить, обмануть пограничников. Были случаи, когда ребята даже в женскую одежду переодевались.

Если сравнивать с первыми неделями, то стало меньше. Но все же такие случаи продолжаются: ежедневно мы можем их задерживать – от 20 до 40. Как на пунктах пропуска, так и на «зеленом участке» границы. Всего с 24 февраля на пунктах пропуска было разоблачено более 1 160 человек, которые пытались пересечь границу, в том числе используя фальшивые документы. А на «зеленом участке», то есть вне пунктов пропуска, таких лиц было задержано 3 600. Последние еще и привлекаются к административной ответственности за попытку нелегального пересечения границы. Также мы информируем правоохранительные органы и военкоматы, чтобы они обратили на них особое внимание.

Относительно ситуации на пунктах пропуска есть те, кто пытается подкупить пограничников, есть те, кто пытается использовать фальшивые документы, а есть и такие, как вы говорили, переодеваются в женскую одежду или прячутся в транспортных средствах. Пограничники руководствуются исключительно нормами законодательства, где четко определены категории, кого можно выпустить, а кого – нет.

Есть категории мужчин призывного возраста, для которых делается исключение пересечения границы. К примеру, для водителей, которые везут гуманитарные грузы, спортсменов и так далее. Или фиксировались случаи, когда выехавшие за границу по таким спецразрешениям не возвращались?

Мы фиксируем каждый случай пересечения границы и фиксируем возврат. Если кто-то думает, что не вернувшись назад, не будет привлечен к ответственности, ошибается. Наша ответственность состоит в том, чтобы проверить, есть ли основания пропустить человека на выезд, а дальше это, в частности, и ответственность самого человека за его возвращение.

В Украину во время войны ездят лидеры других государств. Как именно они пересекают границу при отсутствии авиасообщения? Это, пожалуй, какая-то особая процедура?

Не стану раскрывать деталей, как те или иные лица пересекают границу. Но, конечно, в отсутствие авиасообщения остается автомобильное и железнодорожное направления.

Уровень контрабанды вырос или наоборот упал по сравнению как с довоенными временами, так и с началом активной фазы войны? Вот буквально на днях было сообщение от ГПС, которые накрыли партию сигарет, пытавшихся вывезти из Украины.

В последнее время количество попыток незаконного перемещения товаров через границу начинает расти. В частности, это касается поставок сигарет в страны ЕС. Но эти масштабы намного меньше, чем в довоенный период. В первый месяц после полномасштабного вторжения России таких попыток почти не фиксировалось, но со временем дельцы снова пытаются заработать на разнице в ценах, потому что у нас сигареты дешевле, чем в ЕС. И эта деятельность возобновляется, но мы стараемся ей противодействовать: и организаторы этих схем, и непосредственно переносящие сигареты задерживаются.

Какие у контрабандистов еще популярны категории товаров, кроме сигарет?

Для «зеленого участка» границы с ЕС наиболее распространен товар – именно табачные изделия, которые пытаются переместить из Украины.

«Представить пограничный наряд, патрулирующий со служебной собакой границу с Россией, трудно»

С 1 июля заработал визовый режим для граждан России и Белоруси. Многие ли граждане этих стран уже подали запросы на визы и насколько они активно пересекали границу с 24 февраля?

В этом году, особенно с 24 февраля, количество граждан РФ, пытающихся пересечь границу, значительно снизилось. Это связано и с функционированием пунктов пропуска, поскольку на границе с Россией и Белорусью они закрыты. Да и думаю, что они сейчас опасаются ехать к нам, поскольку понимают, что их страна рассматривается как агрессор. По каждому гражданину РФ, пытающемуся пересечь границу, проводится весь необходимый комплекс мер проверки условий въезда в нашу страну. Если кто-то этим условиям не отвечает – отказываем. После введения визового режима еще не слышал, чтобы кто-то из граждан России получил визу или подавал данные о себе для оформления визы. Но попадать сюда они могут исключительно через границу с Европой, Молдовой (кроме приднестровского сегмента, где также пункты пропуска закрыты).

Конечно, если будут пытаться вернуться граждане Украины, то мы их пропустим при любых обстоятельствах. Особенно это касается тех, кто вынужден был из-за военных действий, критической ситуации спасаться в России или Беларуси. Даже если человек будет без документов. Но это займет некоторое время для установления личности во взаимодействии с полицией, СБУ, миграционной службой.

Выдачей украинских виз для россиян будет заниматься международная компания-посредник VFS Global через собственные визовые центры в восьми российских городах. Почему избран именно он?

Этот МИД определил, что в России будет этим заниматься эта посредническая фирма, имеющая свои визовые центры. Ибо на территории России консульские учреждения Украины не действуют. В третьих странах эти функции будут выполнять диппредставительства Украины.

Какая обстановка на границах с Россией и Беларусью, которые регулярно обстреливаются?

Ситуация там сверхнапряженная. Хотя Россия держит небольшое количество войск по тем направлениям, в Черниговской и Сумской областях украинские войска находятся под ежедневными обстрелами. К обстрелам присоединяется и авиация, и артиллерия, фиксируется сброс взрывчатых веществ с беспилотников.

Пограничники должны фиксировать въезжающих и уезжающих из страны. А если на тех территориях движение вообще заблокировано, то какова их основная задача? И как они координируются с военными?

Наша задача – контролировать линию границы и речь не только о пунктах пропуска. Конечно, на границе России с Сумщиной и Черниговщиной трудно представить пограничный наряд, патрулирующий со служебной собакой. Но те направления границы находятся под охраной, чтобы противодействовать проникновению тех же диверсионно-разведывательных групп. Они фиксировались еще в апреле, когда враг в этих направлениях был отвергнут. Кроме охраны, это и оборона границы, и мы находимся под оперативным командованием Генштаба и координируемся с Вооруженными силами. К сожалению, среди пограничников есть потери с первых дней полномасштабной войны. Число погибших мы назвать не можем, но такой учет ведем и обо всех помним.

Павел Вуец, «Главком»

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів