Посол Украины в Ватикане: Папа назвал «спецоперацию» войной, а Кирилла слугой Путина

религия
Посол Украины в Ватикане: Папа назвал «спецоперацию» войной, а Кирилла слугой Путина

В беседе с послом в Ватикане Андреем Юрашем Папа Франциск отметил, что хотел бы посетить Украину, когда это сможет принести наибольший результат

Фото: Андрей Юраш/Facebook

Андрей Юраш: Папа Франциск хочет быть миротворцем, но это идеалистический подход

Позиция Святого престола по агрессии России против Украины подвергается внутри нашей страны большой критике. Действия Ватикана и лично Папы Франциска, пытающегося умиротворить обе стороны конфликта, не совершая между ними особой разницы, вызывают многие вопросы.

Одна из таких попыток имитировать примирение – совместное шествие россиянки и украинки. У украинцев это мероприятие вызвало очень негативную реакцию, но в Ватикане его все равно провели. В то же время Папа отменил встречу с патриархом Русской православной церкви Кириллом, но выразил готовность, ради установления мира, встретиться с Владимиром Путиным. При этом понтифик шокировал многих речью, в которой сказал, что пытается понять источники поведения Путина, мотивы, толкающие его на столь жестокую войну. По мнению Папы, возможно «гавканье НАТО в двери России» побудило Кремль к вторжению в Украину.

Посол Украины в Ватикане Андрей Юраш в разговоре с «Главкомом» объясняет, чем может быть вызвана такая пацифистская политика Папы, какое влияние имеет российская церковь на Святой Престол и почему украинцам не нужно обижаться на неоднозначную, по их мнению, позицию католической церкви.

«Католическая церковь пытается давать моральную оценку, но не становиться ни на одну сторону»

Господин посол, многих возмущает позиция Ватикана по поводу войны в Украине. Особенно странно выглядел визит представителя Папы, кардинала Краевского к наместнику Лавры, митрополиту Московской церкви в Украине Павлу, в то время как он не встретился с митрополитом ПЦУ Епифанием. Украинская сторона вообще интересовалась позицией Святого Престола по этому поводу?

Посланники Ватикана посетили митрополита УПЦ МП Павла, при этом проигнорировав другие украинские церкви Посланники Ватикана посетили митрополита УПЦ МП Павла, при этом проигнорировав другие украинские церкви

Вопрос отношения апостольской столицы к войне существует с первых дней, но его следует рассматривать в контексте. За более чем 60 дней войны со стороны Ватикана прозвучало, пожалуй, не менее полусотни оценок. Они были осторожны. Но 6 марта Папа, во время своего воскресного выступления, четко сказал, что это не операция, а война. С тех пор постоянно раздаются категоричные, однозначные и очень резкие оценки войны в Украине. Мне каждый день говорят на формальном и неформальном уровнях, что мы полностью с вами. То есть война признана Ватиканом как безоговорочный факт. Там открыто говорят, что это гуманитарная катастрофа, упадок человечества и драма, которой нет равных.

После констатации этого совершенно логично перейти к определенным процессам. Мы же понимаем, что апостольская столица не является обычным маленьким государством, как Лихтенштейн или Сан-Марино. Ватикан – это абсолютная монархия и духовная столица величайшего духовного сообщества мира. Поэтому главное, на чем они сосредоточивают внимание, это духовная поддержка Украины в молитве за прекращение войны.

Но это иногда переходит в такие странные перформансы, как шествие украинки и россиянки, которую патронировал Папа. И это было воспринято в Украине очень неоднозначно.

В Риме по инициативе Папы перед Пасхой прошло шествие за примирение украинского и русского народов, которая возмутила многих украинцев В Риме по инициативе Папы перед Пасхой прошло шествие за примирение украинского и русского народов, которая возмутила многих украинцев

Но почти никто не поинтересовался, каким же был ответ Ватикана на протесты украинцев. Это, кстати, было не крестное шествие, а традиционная крестная дорога накануне Пасхи. Папа дословно сказал в своем недавнем интервью, что украинцы подняли скандал. На дипломатическом уровне была просьба изменить формат этого действа. Потом уже, после высказываний нашего дипломатического представительства, нас поддержали и глава УГКЦ Святослав, и киевский римско-католический епископ Виталий Кривицкий, а также нунций (высший дипломатический представитель Святого престола в государствах, с которыми Ватикан поддерживает официальные дипломатические отношения – «Главком»).

Папа в своем интервью говорил, что был удивлен реакцией гордых украинцев и позвонил кардиналу Краевскому (Конрад Краевский, папский элемозинарий, глава Службы Папских милостей, – «Главком»), который в то время был в Киеве. В итоге вместо чтения молитв они (украинка и россиянка – «Главком») просто молчали, был полностью изменен формат этого мероприятия. Я общался со многими экспертами, которые мне говорили, что на их памяти ни разу Ватикан не был готов к изменению уже обнародованного формата.

Папа – аргентинец, поэтому многие считают, что он просто не понимает, что за события происходят в Европе, не разбирается в природе этого конфликта.

В своем интервью Папа показал, что он достаточно хорошо владеет ситуацией и фактажем. Позиция апостольской столицы по отношению к этой варварской бойне в Украине может быть сопоставлена с ее позицией во время Второй мировой и других войн. То есть существует сознательная концепция подхода к войнам, в рамках которой католическая церковь старается не становиться ни на одну сторону, но при этом давать моральную оценку происходящему. И мы это однозначно сейчас видим. Также церковь делает все, чтобы остановить войну. И это полностью объясняет подход Папы, желающего быть миротворцем. На мой взгляд, он иллюзорный, идеалистический и, к сожалению, не приведет к результату. И еще один момент – помощь жертвам войны. Ватикан полностью поддерживает позицию европейцев по отношению к беженцам, присылает медикаменты, помогает бензином, «быстрыми пособиями».

Киев призвал Папу присоединиться к решению гуманитарной катастрофы в Мариуполе и сделал много заявлений и призывов по этому поводу. Насколько они повлияли на ситуацию?

Папа хотел ее решить, но насколько ему это удалось – это другой вопрос. Тема Мариуполя – города Святой Марии – давно была для Папы очень актуальна. Как становится известно из многих источников, он работал и неофициально через свои каналы. Думаю, визит кардинала Краевского к митрополиту Павлу, о котором вы упоминали и многих так удивил, был попыткой разрешить ситуацию через русскую церковь в Мариуполе и освободить людей. Ибо другого объяснения я не вижу.

Папа отменил встречу с Кириллом, потому что при нынешних обстоятельствах она вызвала бы очень большой негативный резонанс. Как вы оцениваете нынешний уровень отношений Ватикана с РПЦ?

Есть два измерения для ответа на ваш вопрос. Один из них – исторический. С начала 60-х годов апостольская столица строила отдельную историю отношений с русской церковью. Ватикан видел в нем главного партнера в Восточной Европе. Коммуникации строились и на персональном уровне, и на уровне институциональном. Ватикан приглашал сотни богословов русской церкви получить лучшее образование в своих заведениях, то есть пытался сблизиться. Несколько поколений людей, которые сейчас в значительной степени влияют на многие процессы в католической церкви, сформировались в течение времени, когда в русской церкви видели стратегического партнера.

Но в сложившейся ситуации мы видим большие изменения. Например, в Московском патриархате очень резко осуждают последние заявления Папы и говорят, что такие заявления сделают невозможным общение. В интервью Папы было два критических момента по отношению к русской церкви. Папа назвал Кирилла «слугой Путина», являющимся прямым образом. Также он иронизировал и полностью отрицал всю аргументацию, которую Кирилл привел в оправдание российской агрессии. Он отметил, что с 40 минут их разговора половину он слушал идиотские нереалистичные объяснения Кирилла.

К тому же если Папа лично и не говорит об определенных вещах, то люди из его окружения четко начали высказываться относительно русской церкви. В Ватикане открыто уже говорят, что путинская война делает невозможным диалог, который был между католической церковью и российским православием. Католические богословы не могут найти оправдания позиции русской церкви и ее обоснования как христианской. Вот тот тренд, которого добились Путин и Кирилл этой войной. То, что они строили десятилетиями, разрушили эти два месяца войны.

То есть, можно говорить, что РПЦ не имеет сейчас никакого влияния на Ватикан?

То, что сейчас происходит ревизия отношений, не означает, что их уже нет. Личные контакты, очевидно, есть. Многие пытаются поддерживать их сознательно, потому что у всех, кто имеет друзей, приятелей в России (в частности, и среди украинцев), считают, что нужно с ними поддерживать контакт, чтобы каким-то образом повлиять на их сознание. Очевидно, что 60 лет взаимоотношений не прошли бесследно и очень часто человеческие контакты чрезвычайно мощны. Например, встречаясь здесь не только с деятелями, связанными с церковью, но и с представителями итальянского бизнеса, политикума, я слышу фразу: «Знаете, мы полностью на вашей стороне, мы отправили 25 машин помощи, но у меня много друзей в России, мы хотим их убедить…». Но чем дальше будет Россия идти в этой бесчеловечной войне, тем меньше станут эти российские влияния. Хотя Россия пытается разными способами их задействовать, в частности, через медиа. Но это слабеет с каждой неделей войны.

Папы Франциск и посол Украины в Ватикане Андрей Юраш. Фото: Андрей Юраш/Twitter Папы Франциск и посол Украины в Ватикане Андрей Юраш. Фото: Андрей Юраш/Twitter

«При каждом случае мы повторяем: «Pope, welcome to Ukraine!»

В чем вы видите разницу в отношении этой войны Ватикана и Константинополя?

Ватикан постоянно подчеркивает, что никоим образом не вмешивается в ход происходящих в православии процессов, он просто наблюдает и признает реалии. Это, пожалуй, правильно, и в этом контексте мы не можем никак говорить, что даже теоретически позиция Ватикана и Константинополя может быть одинаковой. Потому Константинополь как минимум с 2016-2017 года очень активно поддерживал и реализовал идею канонического признания поместной украинской церкви. Он постоянно декларирует свою солидарность с ней. Вселенский патриарх приезжал в Польшу, встречался с украинскими беженцами. Кстати, многие епископы Московского патриархата в Украине пытались в рамках этого визита влиять на его позицию из-за довольно пророссийски ориентированной Польской православной церкви.

Здесь нужно не забывать, что в это время приехала и очень авторитетная делегация из наших депутатов, и были нарушены все протоколы, потому что у Ватикана есть жесткие регламенты, связанные с молитвенными вещами в период Пасхи. Вопреки протоколу накануне Пасхи делегацию Украины принял кардинал Паролин – государственный секретарь, статус которого соответствует статусу премьер-министра. Это произошло перед самой пасхальной службой. Кроме того, сам Папа, во время своей проповеди в соборе Святого Петра вспомнил, что мы молитвенно вспоминаем распятого Христа и верим в его воскресение, так же вспоминаем распятую Украину и верим в ее воскресение. Поздравил наших народных депутатов и закончил словами «Христос Воскрес!» на украинском языке.

Весь наш дипломатический корпус был шокирован, что Папа фактически Пасху посвятил Украине и засвидетельствовал это на всех уровнях. Поэтому и Рим, и Константинополь очень активно приобщаются – конечно, каждый в своей парадигме. Украина уже стала первостепенно важной для Константинополя несколько лет назад, но теперь становится столь же важной и безапелляционно интегрированной во все процессы и для Рима.

Понятно, что вы как дипломат, пытаетесь сгладить ситуацию, но мы видим, что недостаточно четкая позиция Папы приводит к оттоку паствы католической церкви в Украине.

Я прекрасно вижу очень негативную реакцию и острое восприятие даже по социальным сетям, но стараюсь представить все объективно, неэмоционально. И при этом прекрасно отдаю себе отчет, что общество страны в состоянии войны, когда страдают миллионы людей, убиты десятки тысяч, требует более четкой, однозначной позиции. И то, что любой месседж из апостольской столицы воспринимается остро и больно, подтверждает, насколько для украинцев духовная сфера близка и актуальна.

В то же время у нас есть противоречивые месседжи из других европейских столиц. Например, Австрия заявляет, что Украина никоим образом не должна рассчитывать на ускоренное вступление в Евросоюз, потому что балканские страны десятками лет ждут этого вступления. И почему социальные сети не взрываются возмущением, мол, какая плохая Австрия. Хотя это стратегически гораздо более ответственный процесс.

Папа говорит, что, хоть и отказался встречаться с Кириллом, хочет встречи с Путиным. При этом отмечает, что в Киев ему приезжать не ко времени. Когда и после каких событий можно ожидать визита понтифика?

При каждом случае мы повторяем: Pope, welcome to Ukraine! Мне лично Папа говорил, что приглашение у него сейчас на столе. И наше приглашение очень активно рассматривает, но хочет реализовать свой визит в тот момент, когда он сможет принести наибольший эффект и результат. Это его установка, которую я лично слышал.

Папу побуждают и мотивируют приехать в Украину очень много деятелей в апостольской столице, которые понимают, насколько это был бы сейчас сильный жест не только для Украины, но и мира. И очень хочется надеяться, что Папа, являющийся действительно харизматом, рано или поздно, условно говоря, проснется и примет единственное правильное решение – приехать в Украину и таким образом сделать тот вклад в остановку войны, о которой он сам мечтает. Возможно, этот визит станет решающим.

Павел Вуец, «Главком»

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: