Три сценария развития войны в Украине от экс-главы Пентагона и ЦРУ
Леон Панетта об ошибках Путина и выводах, которые из них делает Си Цзиньпин
Война России в Украине может продолжаться годами. По крайней мере, по прогнозам советника руководителя Офиса президента Алексея Арестовича, война «точно завершится через 2,5 года». Активные боевые действия, по его мнению, закончатся раньше.
Однако каждый день войны приносит РФ все большие потери. Даже союзник Путина, еще один диктатор – самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко признал, что военные из России в целом имеют «море проблем» в Украине. Он также отметил, что армия РФ имеет большие пробелы в средствах связи.
Бывший директор ЦРУ (2009-2011), экс-министр обороны (2011-2013), глава аппарата Белого дома при Билле Клинтоне в 1994-1997 годах, подробно рассказал об ошибках Путина в Украине, раскрыл истинные причины вторжения РФ, а также упомянул о самых актуальных угрозах.
Прокомментируйте ключевую причину вторжения Владимира Путина в Украину.
Что ж, для меня это не было неожиданностью. Я был директором Центрального разведывательного управления и министром обороны США, поэтому знал, что Путин испытывал слабость со стороны Соединенных Штатов и наших союзников и, как хулиган, воспользовался этим. Именно поэтому он вторгся в Крым, в Сирию, в Ливию, осуществил очень дерзкую кибератаку во время выборов в Соединенных Штатах – и все это сходило ему с рук.
Он угрожал вторгнуться в Украину, хотя Соединенные Штаты и союзники дали понять, что он заплатит высокую цену. Тем не менее, Путин все же допустил одну из самых худших стратегических ошибок в своей жизни.
Можно ли сказать, что спецслужбы США неправильно истолковали действия и намерения Путина?
Разведывательные службы получили достаточно убедительные разведывательные данные по действиям России и заключили, что Путин собирается вторгнуться в Украину. Однако спецслужбы считали, что важно обнародовать эту информацию публично. Путин говорил, что не вторгнется в Украину или что еще не принял окончательного решения, а спецслужбы дали понять, что он лжет, и что россияне готовятся к полномасштабному вторжению в Украину. Я считаю, что предоставление этой информации миру во многом еще больше подорвало доверие к Путину, и это хорошо.
Насколько мир близок к тотальной войне? Готовы ли западные общества вступить в новую войну или справиться с ее последствиями?
Я считаю войну в Украине опасным и ключевым прецедентом. Это опасно, поскольку вторжение может перерасти в мировую войну, опасную своими масштабами разрушений и количеством утраченных жизней. В этом нет сомнений.
Происходящее в Украине в целом иллюстрирует происходящее с демократиями в 21-м веке. Если такая суверенная демократия, как Украина, сможет помешать России достичь своих целей, сможет защитить себя, а Соединенные Штаты и наши союзники по НАТО объединятся, не только введя санкции против России, но и в вопросе предоставления оружия, они могут стать силой против автократов в будущем.
Кроме того, укрепление НАТО является очень важным сигналом, который следует подать не только России, но и Китаю, Северной Корее и Ирану, чтобы четко объяснить: демократии смогут объединиться.
Какие возможные действия по деэскалации можно предпринять и какова роль дипломатии в этом вопросе?
Это, очевидно, вызов, над которым все сейчас напряженно размышляют. Я думаю, что мы проходим три этапа этой войны. Первым из них было неудачное вторжение России. РФ планировала вторгнуться в течение нескольких дней, захватить столицу и свергнуть правительство в Украине, но Путину это не удалось. Вторым этапом было то, что я называю осадной войной, то есть уничтожение городов и городков, убийство невинных мужчин, женщин и детей с целью, считаю, сломить волю украинского народа. Это тоже не сработало.
Сейчас мы находимся на третьем этапе – это продолжительная война на истощение. Россия отступила от Киева и сейчас сосредоточена на Донбассе, пытается расширить там свое влияние. Украинцы отражаются.
В целом эта война может развиваться по нескольким направлениям.
Первый: война может продолжаться в течение длительного времени – много месяцев, а может быть и лет. Украинцы сильны в своем стремлении прогнать врага, а россияне, даже если достигают определенного успеха, исчерпывают свою мощь. Продолжаться это может очень долго.
Вторая возможность – это переговоры, во время которых Путин наконец-то поймет, что он не сможет в дальнейшем нести такие потери, которые он имеет сейчас. Они уже потеряли до 15 тыс. солдат (по данным Генштаба ВСУ боевые потери рашистов составляют 36 900 человек – «Главком»). Поэтому он может согласиться сесть за стол и попытаться договориться о прекращении огня. Это зависит от Путина и сейчас это маловероятно.
Третий сценарий: ситуация может еще больше усугубиться. Украинцы могут захватить российские артиллерийские объекты, ракетные объекты и напасть самим. Путин может использовать химическое, газовое или даже ядерное оружие на поле боя. Он угрожал это сделать. Если это произойдет, то нет никаких сомнений, что эта война может перерасти во что-то еще похуже.
То, каким путем будет все развиваться, во многом будет зависеть от Путина и от того, согласен ли он в конце концов принять, что не достигнет своей основной цели, и что для него было бы разумнее решить этот вопрос, чтобы остаться на должности, что, по моему мнению, под большим вопросом.
Вы раньше говорили, что Эрдоган непредсказуем. Предусматриваете ли вы военную эскалацию между Турцией и Грецией? И если да, займут ли США нейтральную позицию?
Мы живем в 21 веке, и я думаю, что пора Турции отказаться от посягательств на суверенитет Греции. Я знаю, что их конкуренция уходит в далекое прошлое, но реальность такова, что Греция является независимой страной, и эту независимость следует защищать.
Я знаю, что Эрдоган часто агрессивно высказывается об отношениях с Грецией, хотя сейчас его больше всего волнуют курды. Я надеюсь, что в конечном счете страны смогут объединиться против общих врагов, таких как Россия.
Исходя из геополитических изменений, поведения Китая, каков ваш прогноз на будущее и как должен действовать НАТО?
Давайте посмотрим правде в глаза: мы живем в опасном мире.
Речь идет не только о войне между Украиной и Россией. Я имею в виду и Китай, с его агрессивным стремлением «заменить» Соединенные Штаты, будут доминировать в мире на свой манер.
Мы также обеспокоены Северной Кореей, ее способностью атаковать ядерным оружием, с помощью межконтинентальных баллистических ракет. Мы обеспокоены Ираном с возможностью дальнейшей разработки ядерного оружия, дальнейшего его использования и создания нестабильности в регионе.
Никуда не делся и терроризм – «Аль-Каида», ИГИЛ и другие террористические группы, продолжающие нападать на западные страны. Мы общаемся с кибернетической сетью, которая становится новым полем боя. Итак, мы имеем дело с опасным и непредсказуемым миром. Мне кажется, что для Соединенных Штатов очень важно развивать и укреплять наши альянсы по всему миру, чтобы противостоять подобным вызовам. Мы смогли это сделать: США и НАТО противостоят России. Это важный сигнал России. Нам нужно послать такой же сигнал Китаю: США будут сотрудничать с нашими союзниками в Тихом океане, азиатскими странами, Японией, Южной Кореей, Австралией, Индией и другими. Мы пошлем несколько четких сообщений Китаю о том, что есть пределы, за которые они не должны выходить.
Я думаю, что президент Си Цзиньпин сильно прогадал. Сначала он поддержал Россию, а затем увидел, что российское вторжение оказалось неудачным. Президент Си сейчас очень осторожно относится к следующим шагам Китая. Поэтому мне кажется очень важно, чтобы демократии научились сотрудничать слаженно для защиты нашей безопасности не только в Европе, но и в Азии, на Ближнем Востоке и в других местах.
Афанасиос Кацикидис
Источник: Kathimerini
Коментарі — 0