Путин решил сыграть в «Новороссию» на юго-востоке Турции
Сбитый 24 ноября турецкими ВВС зарвавшийся российский Су-24М стал спусковым крючком для резкого ухудшения и без того уже натянутых отношений между Россией и Турцией.
Сбитый 24 ноября турецкими ВВС зарвавшийся российский Су-24М стал спусковым крючком для резкого ухудшения и без того уже натянутых отношений между Россией и Турцией. Сразу же после инцидента путинский режим начал оперативно доставать из-за спины заранее припасенные заготовочки под курдско-игиловским соусом. И если скрытое силовое давление на Турцию Россия начала оказывать через террористическую организацию "Рабочая партия Курдистана" еще с лета с.г., а открытое информационное – с 24 ноября, то политическое стимулирование Анкары Кремль инициировал только сейчас. При этом в Турции Путин режим решил не выдумывать велосипед и запустил в ход отработанный в Украине сценарий «по защите культурных и политических прав угнетенных русских соотечественников курдских братьев».
-- Загадочный визит
На прошлой неделе, 23 декабря, Москву с неожиданным визитом посетил один из лидеров курдской Демократической партии народов Селахаттин Демирташ. Он провел переговоры с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Накануне визита российские СМИ распространили информацию о том, что Демирташ планирует открыть официальное представительство своей партии в Москве (видимо, по примеру представительства «Новороссии»). Но в последний момент Демирташ, сославшись на российское законодательство, отказался от своей инициативы. В итоге вместо представительства партии был открыт Центр курдских деловых людей в московском районе Текстильщики. Также во время своего визита в Москву представитель курдской партии прогнозируемо обрушился с критикой на руководство Турции за уничтожение российского Су-24М.
Вместе с тем, несмотря на активный разогрев центральными СМИ визита сопредседателя Демократической партии народов в Россию, официальная информация из Москвы по этому поводу оказалась весьма скупой, что вызывает определенные вопросы относительно истинной цели поездки Демирташа. В частности, российский МИД на своем сайте ограничился только «Вступительным словом главы российского внешнеполитического ведомства РФ Лаврова перед встречей с председателем турецкой Демократической партии народов Демирташем». Самого же сообщения МИД о результатах переговоров (или итоговой пресс-конференции) как такового не было.
В самом же вступительном слове Лаврова было заявлено о намерении обсудить с Демирташем (!) вопросы борьбы с ИГИЛ и оказать посильную помощь «тем, кто на земле воюет с этой угрозой». Согласитесь, немного странным выглядит заявление главы российского МИДа о намерении оказать помощь в борьбе с ИГИЛ представителю оппозиционной (и не самой многочисленной) партии Турции.
На этом внешнеполитические казусы Кремля с турецкими курдами не окончились. Вопросы о результатах переговоров Лаврова с Демирташем возникли у журналистов (24 декабря) во время пресс-конференции «сексуальной бестии» и антипода Джен Псаки – официального представителя МИД России Марии Захаровой. Но «привлекательная вывеска Кремля» отослала журналистов с этим вопросом к ранее распространенному «вступительному слову Лаврова» перед его встречей с Демирташем, тем самым отказавшись раскрыть детали их переговоров.
Что касается вопроса освещения российскими СМИ визита Демирташа в Москву, то здесь масс-медиа, политологи и эксперты по Ближнему Востоку не стеснялись в выражениях. К примеру, ряд ведущих СМИ выступили с материалами под такими заголовками: «Россия способна добавить Турции проблем с курдами», «Москва налаживает отношения с оппонентами Эрдогана», «Враг Эрдогана стал другом Москвы», «Россия закладывает мину под Эрдогана» и т.п. В своих же высказываниях российские политологи и эксперты без стеснения обвиняли турецкую власть в совершении этнических чисток курдов. Говорили о необходимости оказания всяческой поддержки турецким курдам и превратившимся из боевиков в ополченцев членам террористической организации Рабочая партия Курдистана (РПК). Признавались в том, что СССР «активно помогал курдам» и поэтому надо бы поднять оперативные наработки спецслужб и разыграть курдскую карту. Подобные мысли озвучивали не какие-то там Шарий с Прохановым, а весьма серьезные люди: директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров, директор исследовательского центра «Ближний Восток - Кавказ», специалист по Турции и политолог Станислав Тарасов, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований при президенте России Аждар Куртов и ряд других.
-- «Услышать юго-восток»
Не успел в московском небе исчезнуть след от самолета, уносящего Демирташа из России, как курдская проблема вернулась на политическую повестку дня Турции в новом, доселе невиданном, формате. В субботу, 26 декабря, в турецком городе Диярбакыр, что находится на юго-востоке страны, состоялся чрезвычайный съезд Конгресса демократических общин, в организации и проведении которого активную роль сыграла Демократическая партия народов и ее лидеры – Селахаттин Демирташ и Сельма Ырмак. На конгрессе обсуждался вопрос о будущем так называемого турецкого Курдистана – юго-восточных областей Турции, населенных преимущественно курдами.
27 декабря по результатам конгресса была принята декларация ультимативного характера. Документ призывал Анкару «услышать утесненный юго-восток (Турции)» и создать несколько автономных курдских регионов на юго-востоке страны. Кроме этого в резолюции содержались и другие весьма интересные требования:
- проведение конституционной реформы с учетом новых политических реалий;
- обеспечение максимальной независимости курдских регионов Турции от центральной власти;
- полная подконтрольность сил безопасности новых регионов местным автономным властям и др.
В итоговой диярбакырской резолюции также подчеркивалось, что создание автономий будет способствовать мирному урегулированию в стране.
В дополнение к ультимативной резолюции Демирташ заявил, что турецкие курды «могут иметь федеративные государства, автономные регионы и даже независимые государства и что XXI столетие станет столетием курдов». Теракты боевиков РПК он назвал «сопротивлением, которое закончится победой», а официальную Анкару обвинил в нежелании решить курдскую проблему мирным путем.
Ничего не напоминает? Ведь требования и заявления «угнетенных курдов» в своем виде очень совпадают с требованиями и заявлениями «угнетенных жителей Донбасса».
Интересным является также то, что Конгресс демократических общин проходил на фоне проведения силами безопасности Турции масштабной антитеррористической операции по уничтожению боевиков РПК в нескольких юго-восточных провинциях. При этом новый всплеск террористического насилия пришелся как раз сразу после визита Демирташа в Москву. Лишь за последнюю неделю, по данным турецкого ГШ, было уничтожено свыше 200 боевиков РПК.
Напомним, что турецко-курдский конфликт резко обострился после прошедших в июле выборов, на которых серьёзного успеха добилась Демократическая партия народов. А масштабную операцию против РПК турецкие силы безопасности начали в ноябре после того, как в Анкаре 10 октября террористами был осуществлен кровавый теракт, унесший жизни около 100 человек.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что после инцидента с Су-24М Россия решила действовать комплексно, применяя силовые, информационные и политические рычаги давления на Турцию с использованием курдского фактора и наработанных в Украине «новороссийских» заготовок. Беспардонность, с которой Кремль «юзает» курдов из Демократической партии народов в своей игре против Эрдогана, в очередной раз показала необходимость кардинальной переоценки турецким руководством отношения к путинскому режиму. В свою очередь политика Кремля в отношении Турции в очередной раз демонстрирует узколобость российского руководства, неспособного заглянуть на стратегическую глубину развития событий в погоне за тактическими победами.
Источник: Информационное сопротивление
Коментарі — 0