Почему украинцы мешают хорошо жить украинцам
На самом деле, «жить здесь и сейчас» — это обратная сторона «совка» в его крайнем проявлении. Порассуждаем.
В последней статье «о совке в украинских головах» многие почему-то расценили суть текста в том, что нужно прожигать жизнь, брать кредиты, дабы «жить здесь и сейчас». Как написал один читатель, «нужно брать кредиты и банкиры будут радоваться». Однако, я говорил как раз о другом.
На самом деле, «жить здесь и сейчас» — это обратная сторона «совка» в его крайнем проявлении. Порассуждаем.
С одной стороны, «совок», как и первые христиане, жил и живет в постоянном ожидании апокалипсиса. Потому он откладывает жизненные удовольствия к некому идеальному моменту, например, к празднику, ожидая прихода коммунизма через двадцать лет, как христиане ждали возвращения Христа. Почему нужно откладывать лучшее к празднику? А потому что не было излишков, точнее говоря, не было самого необходимого, чтобы жить по-человечески каждый день. Особенно, в первые десятилетия жизни СССР. Жизнь была сурова, работы много, радостей мало. Отсюда аскеза в повседневной жизни, которая оправдывалась необходимостью потерпеть «перегибы» на пути к светлому будущему. Где-то в таком же ключе христиане соглашались терпеть муки в этом мире, чтобы «потом» «радоваться» в мире загробном.
С другой стороны, появилась обратная медаль жизни в «совке», которую Аркадий Райкин отлично развил в монологах о «дефиците». В условиях материальной нищеты не все готовы были ждать прихода коммунизма, потому тащили домой все, что под руки попадалось. Особо не задумываясь нужно оно или нет. Авось потом как-нибудь, где-нибудь пригодится или можно будет обменять на что-то, что когда-то будет нужно. Потому сараи и чердаки в Украине вечно забиты хламом. Это их функционал. Да, что-то там сараи и чердаки , маленькие квартиры в хрущовках, как правило, тоже забиты хламом. Когда попадаешь в такие квартиры, где еще остались остатки советского уклада, то всегда поражаешься обилию ненужных вещей. Все эти старые телевизоры, которые давно не работают, но стоят как стулья, самовары, утюги 1970-го года выпуска, несколько неработающих часов, ну, и само собой, шкаф с литературой 70-80-х. Литературу давно никто не читает, но выкинуть жалко, потому стоит это свидетельство того, что «когда-то здесь читали». А сейчас смотрят телевизионные шоу с утра до вечера. Собственно говоря, ничего удивительного, в те времена та литература заменяла телевизионные шоу, потому когда на отечественном телевидении расширился развлекательный ассортимент, то о классиках марксизма-ленинизма быстро забыли вкупе с «Малой землей» товарища Брежнева. В итоге ограниченное пространство еще более сужается массой вещей, которые давят собой обитателей квартиры.
В противоположность люди, которые тяготеют к современному образу жизни стремятся избавиться от всего лишнего, имея минимум вещей. Таков и современный дизайн, где господствует минимализм за которым стоит утонченная простота вкуса. Это отражает философию продвинутых сообществ. В мире, где многие потребности легко удовлетворяются, нет смысла окружать себя тем, что завтра устареет. Окружать себя нужно функционалом, который необходим для комфортной жизни. А что такое комфорт в его жизни каждый определяет сам. Для того, чтобы прийти к этому не обязательно быть миллиардером. Точнее говоря, для того, чтобы жить просто и в то же время насыщенно, можно вообще не быть богатым человеком. Нужно просто избегать крайностей и стараться рационализировать свою жизнь в тех моментах, которые позволяют уменьшить затраты ограниченных ресурсов, чтобы максимально наслаждаться возможностями цивилизации как в духовных, так и в материальных аспектах. Или же генерировать ресурсы в таком количестве, которые обеспечивают необходимый уровень удовлетворения своих разнообразных потребностей. А чтобы это делать нужно постоянно повышать свой уровень: расширять кругозор, учиться, коммуницировать с правильными людьми, которые тянут тебя вверх. Все это требует затрат, но потом эти затраты компенсируются возможностями, которые вытекают из знаний и опыта конкретного человека.
В общем, все время нужно искать баланс между желаемым и реальным. Самые успешные сообщества, привлекающие наше внимание (США, Европа, Сингапур, Южная Корея, Япония и т. д.) этот баланс нашли. Нельзя сказать, что они пришли к этому быстро. За свой баланс они заплатили сотнями лет войн, революций, казней, бунтов и несправедливости. Однако, сейчас они пришли к осознанию, что крайности приносят издержки, которые в долгосрочной перспективы обходятся слишком дорого. Поэтому необходимо рационализировать свою жизнь. Скупость тех же немцев (скупость на наш взгляд) детерминирована отсутствием ресурсов и перенаселенностью. Поэтому они старались использовать с максимальной эффективностью все, что у них было. А вот природное богатство Украины сыграло зловещую роль в нашей истории. Для того, чтобы получить необходимый минимум не нужно было прикладывать особых усилий, но это развивало индивидуализм, который не позволял собраться вместе, когда возникала коллективная угроза. Каждый думал, что пропетляет сам по себе, а потом петляли вместе в составе «ясыра», который гнали в Кафу на рабовладельческий рынок.
В общем, серединный путь не для нас. Наш путь традиционно простой — сначала «ганьба», потом «зрада», чтобы в финале прийти к «до основания, а затем». Свергли царя. Разнесли все. Начали строить коммунизм. Не получилось. А ипись оно все конем! Начали строить независимую капиталистическую Украину. Разнесли все. Теперь пришли к тому, что «надо восстанавливать справедливость». А как ее восстанавливать? Правильно, взять и поделить все. Вырезать всех панов. Они плохие. Они во всем виноваты. Между тем, нынешние паны — это внуки и правнуки тех, кто в 1917 году резал еще тех панов…. И я вот уверен, что если этих, нынешних панов вырежут, то послезавтра внуки тех, кто будет резать сегодня станут панами наших внуков. А вокруг будет такая же разруха, и будут такие же споры о мове, о социальной справедливости и о лихой нашей украинской доле. Не верите? Ну, тогда вот вам отрывок из мемуаров гетмана Павла Скоропадского, сто лет назад написаны, кстати:
«У украинцев ужасная черта – нетерпимость и желание добиться всего сразу; в этом отношении меня не удивит, что они решительно провалятся. Кто желает все сразу, тот, в конце концов, ничего не получает. Мне постоянно приходилось говорить им об этом, но это для них неприемлемо. Например, с языком: они считают, что русский язык необходимо совершенно вытеснить. Помню, как пришлось потратить много слов для депутации, которая настаивала на украинизации университета Св. Владимира. Причем интеллигенции на Украине почти нет: все это полуинтеллигенция. Если они, т.е. Директория, не образумится и снова выгонит всех русских чиновников и посадит туда всех своих безграмотных молодых людей, то из всего этого выйдет хаос, не лучше того, что было при Центральной Раде. Когда я говорил украинцам: « Подождите, не торопитесь, создавайте свою интеллигенцию, своих специалистов по всем отраслям государственного управления» они сейчас же встали на дыбы и говорили: «Це неможливо»».
Но кто нам виноват, что мы все время выбираем крайности? Кто нам сказал, что должна быть или нищета беспросветная, где человек живет в говне, проклинает говно, ненавидит говно, но только появляется маленькая возможность втоптать кого-то в говно, как он с удовольствием это делает. Или крайнее богатство в форме беспробудного прожигания жизни посредством материального фетишизма, который суть — проявление той духовной нищеты, сидящей в головах таких людей, чьи корни были в социальных низах, откуда они вырвались тем или иным способом. Только их масштаб понимания проблем социума остался на том самом низовом уровне беспросветных лишений. И вот становится такой маленький человек сначала депутатом сельсовета, а потом отвечая на вопрос, почему голосовал за коррупционеров в руководстве его же села, отвечает незамысловато: Так вони мені субсідію зробили. То есть уровень обязательств в его сознании не перед теми, кто эту маленькую власть дал, т. е. избирателями, а теми, кто позволяет получать выгодоприобритения от этой власти. Это маленький личный выбор маленького конкретного человека. Не заставлял его ни Порошенко, ни Путин, ни Меркель делать это. И вот страна какое столетие уже бьется в тисках маленького выбора маленьких людей волею судьбы вознесшихся на властный Олимп.
Короче говоря, вечная проблема Украины — экзальтация, необузданные страсти, которые ведут человека по пути спонтанных порывов, необдуманных действий, порождающих это проклятое колесо украинских страданий в духе «дурні бо бідні, бідні бо дурні”.
Выход из этого ужасного состояния лежит в плоскости нашего взросления. Авангард нашей нации должен относиться к этому буйству юношеского максимализма украинцев, как взрослый относится к проделкам детей. Детей нужно вести вперед, подавляя их деструктивные порывы, направляя и обучая обходить темные стороны жизни, используя разум и опыт предыдущих поколений. Нужно понять одну простую мысль — большинство украинцев являются детьми, даже если у них седые волосы. Потому с детьми нужно говорить на детском языке их представлений о мире, расширяя и углубляя их, чтобы однажды они выросли и начали идти самостоятельно вперед. Проще говоря, нужно просвещение и организация. Просвещение забитых, организация продвинутых. Организация продвинутых даст ресурсы, которые нужно направлять на пропаганду идей баланса. Я уже писал ранее, что в Украине есть минимум полтора миллиона активных людей, которые должны быть организованы. Даже, если они скидываются каждый месяц по 10 гривен, то получаются 15 млн. гривен на совместную деятельность в месяц. 180 млн. гривен в год! 180 млн для того, чтобы продвигать ключевую идею Третьей Украинской Республики: мы будем жить счастливо и богато, когда наша жизнь будет покоиться на трех китах — здравом смысле, чувстве меры и общих интересах различных социальных групп.
Привыкайте к этой мысле — перспектива такого великого и такого несчастного народа начнется с маленького шага в 10 гривен каждый месяц.
Источник: Хвиля
Коментарі — 0