Молодая Грузия и стареющая Украина
На второй день пребывания в грузинской столице я отчетливо понял, как в толпе из грузинских чиновников определять, кто является «самым большим начальником». Выбираешь самого молодого с горящими глазами – и не промахнешься. Ошибиться можно разве в том случае, если рядом с молодым парнем лет 30-ти стоит такого же возраста молодая девушка.
На второй день пребывания в грузинской столице я отчетливо понял, как в толпе из грузинских чиновников определять, кто является «самым большим начальником». Выбираешь молодого с горящими глазами – и не промахнешься. Ошибиться можно разве в том случае, если рядом с молодым парнем лет 30-ти стоит такого же возраста девушка.
Меня не покидало стойкое ощущение, что большинство из этих, явно зеленых, но решительно настроенных чиновников грузинской власти, были, что говорится, «натасканы» на «подвиги в имя Родины» на каких-то курсах. Возможно, даже с применением психологических технологий (типа НЛП). Не зря же большинство из них училось в США или Канаде. И как только представился удачный момент, я спросил об этом самого президента Грузии. Михеил Саакашвили только посмеялся над таким предположением.
Украинской власти «молодость», и, соответственно, энтузиазм, не грозит. Во всяком случае, в ближайшие пять лет. Посмотрите на состав правительства – от министров до замов, средний возраст которых в лучшем случае «под пятьдесят». О представлении женщин в правительстве (как того требует европейская культура) речь вообще не идет. Я не склонен думать, что власть убеждена, будто «место женщины – на кухне». Кажется, просто память о кипишной Юлии Тимошенко не даст премьеру или Президенту расслабиться, если рядом будет находиться деятельная женщина.
Но вернемся к Грузии. Большинство новых грузинских чиновников – это те, кто, возможно, в ущерб себе решили: пришел момент отдать дань стране, требующей их энергии, молодости и ума. Большинство из назначенцев в правительство – люди, до прихода во власть зарабатывающие денег намного больше, нежели на государственной службе. Но мотивация – быть причастным к строительству страны – намного выше меркантильности. Для нас, украинцев, подобный подход понять трудно. Скажем прямо, даже невозможно в силу «розбещеності» власти. И потому мы воспринимаем любое назначение на должность министра не как приход человека, способного переломать себя и сделать как можно больше для страны, а как человека, который хочет переломать страну и сделать как можно больше для себя. И за все годы независимости ни один чиновник (с его фешенебельными домами, дерибаном бюджета и тотальной коррупцией) не переубедил в обратном. И «бедный министр» в украинском обществе – это нонсенс или даже порок, а не само собой разумеющееся, в бедной, очень бедной, живущей на кредитные деньги, стране.
Возможно, Украине стоило бы перенять опыт Грузии и публично пересажать тех членов правительства, у которых с приходом на должности выросли волосатые руки. Возможно тогда другие министры задумаются и перестанут так безбожно воровать. Потом посадить чиновников рангом поменьше, и так далее – включительно до рядового милиционера и таможенника. Ведь именно коррупция старит нашу власть и Украину как страну.
Только кто это будет делать? У кого появится политическая воля провести хоть какие-то реформы, а не только рапортовать об их успешном проведении? Боюсь, люди, живущие в «Межигорье» или на госдачах в Конче-Заспе, люди, с советским (и даже не комсомольским, а глубоко партийным) интеллектом, о кардинальных изменениях думать не могут. Неужели моему поколению 30-летних остается только ждать, пока страна эволюционным путем не избавится от «умирающих мамонтов»?
Коментарі — 0