Последний аргумент Путина
агрессорСможет ли диктатор применить тактическое ядерное оружие по Украине?
Эксперты Стокгольмского международного института исследования проблем мира считают, что риск применения ядерного оружия сегодня достиг наивысшего уровня со времен Карибского кризиса. Главная причина обострения – российская концепция «эскалации для деэскалации». Она предполагает готовность Москвы использовать ограниченный ядерный удар, чтобы сломить решительность противника.
Официально возможность использования тактического ядерного оружия в войне, которую ведет против Украины, Россия, конечно, отвергает. Но она и возможность широкомасштабного военного вторжения до 24 февраля уверенно отвергала. Теперь Кремль и его пропагандисты регулярно делают уже более грозные заявления и в очередной раз проводят учения ракетных ядерных сил.
«Главком» выяснил, сколько у России тактических ядерных боеголовок, которые гипотетически могут быть применены по Украине, и при каких условиях это может произойти.
Тактический ход ядром
Единственное боевое применение ядерного оружия произошло в 1945 году, когда на Хиросиму и Нагасаки были сброшены бомбы мощностью соответственно 15 и 21 килотонн в тротиловом эквиваленте. Здесь следует отметить, что тогда еще не существовало разделения ядерного оружия на тактическое и стратегическое. Это был своеобразный водораздел: тактическое вооружение последовало затем в сторону уменьшения размера и мощности зарядов, чтобы их можно было использовать в обычном бою. А стратегическое – наоборот, его мощность увеличивалась, чтобы иметь возможность стереть с лица земли крупные города.
Однако после бомбардировки двух японских городов в мире было произведено около 2 тыс. ядерных взрывов, из них около 500 атмосферных. Цели были разные – от просто испытаний до промышленных взрывов. Например, для создания водохранилищ, интенсификации добычи нефти или перекрытия аварийных газовых выбросов. Кстати, один из таких ядерных взрывов был произведен в 1972 году в Харьковской области, там факел высотой до 40 метров обычными методами целый год не могли потушить.
Кроме того, во время холодной войны вооруженные силы ядерных государств (и многих неядерных) готовились к ведению войны в условиях применения атомного оружия и проводили соответствующие тактические учения.
В Советском Союзе самые масштабные маневры такого рода произошли 14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне в Оренбургской области, когда Советы взорвали ядерную бомбу, военные «пошли на прорыв» из-за эпицентра взрыва, а местные жители с интересом наблюдали за событием с крыш своих домов (смертность в регионе затем выросла втрое). Кстати, до сих пор в рамках учений «Запад» рашисты отрабатывают варианты того, как они будут наносить ядерные удары по европейским странам.
В принципе, все подобные учения показывали эффективность ядерного оружия малой мощности для решения тактических задач. Например, прорыв укрепленной обороны противника: обычная артподготовка могла продолжаться несколько суток, при этом она выдавала направление атаки. А тут одним внезапным ударом можно разрушить целый сектор обороны и немедленно перейти к наступлению. Кроме того, тактическими ядерными ударами можно эффективно разрушать бункерные укрепления и взлетно-посадочные полосы аэродромов, уничтожать скопления войск и боевой техники, а также корабли.
Тактическое ядерное орудие существует в виде достаточно широкой номенклатуры боеприпасов: авиационные бомбы, головные части ракет, артиллерийские снаряды, мины, глубинные бомбы и торпеды. Весь этот арсенал находится на вооружении у всех ядерных держав, кроме Великобритании (у них раньше тактическое оружие тоже было, но потом его ликвидировали, и сейчас осталось только стратегическое ядерное вооружение).
- США;
- Российская Федерация;
- Великобритания;
- Франция;
- Израиль;
- Китай;
- Индия;
- Пакистан;
- Северная Корея.
На пике накопления ядерного оружия, в середине 1980-х годов, в мире существовало до 70 тыс. ядерных боеприпасов разных типов. В настоящее время их количество составляет около 13 тыс., причем стратегические и тактические боезаряды в США и России – примерно поровну от общего числа. А вот в Индии или Пакистане, например, учитывая отсутствие у этих стран геополитических амбиций, все боезаряды тактические.
Ядерные заряды в арсеналах США и России
В принципе, тактическое ядерное оружие отличается от стратегической (которое предназначено для разрушения целых городов или укрепрайонов) только своей мощностью. Средняя мощность тактического ядерного боезаряда – 2-3 килотонна, но существуют заряды и 0,4 килотонна, для снарядов, и 10 килотонн – для уничтожения кораблей. Такими боеголовками, кстати, оснащались советские ракеты Х-22, одна из которых недавно разрушила туалет на одесском пляже.
Чтобы понять масштабы разрушений, которые могут принести использование тактических ядерных боеприпасов (они в боевых условиях никогда не применялись), можно привести пример взрыва в 2020 году в порту Бейрута. Тогда сдетонировал большой объем селитры, в тротиловом эквиваленте – около 2 килотонн. Погибли 210 человек, ранены около 6 тыс. жителей. В эпицентре взрыва образовался котлован диаметром 80 метров, пострадали дома в радиусе до 10 км, без жилья осталось около 300 тыс. человек.
Еще один пример. Общая мощность использованных российским агрессором снарядов, бомб и ракет по Мариуполю в течение двух месяцев в тротиловом эквиваленте сравнима с атомной бомбой, сброшенной на Хиросиму. То есть 15 килотонн. Это пять-семь тактических ядерных зарядов.
Оружие потрясенного самолюбия
По данным Федерации американских ученых (организация основана в 1945 году участниками Манхеттенского проекта, занимается исследованиями в области ядерной энергетики и контроля за ядерными вооружениями), в России сейчас имеется 4 477 ядерных боеголовок. Из этого количества около 2 тыс. зарядов – тактические.
Базирование носителей тактического ядерного оружия
Интересно, что с 1991 года в ходе поэтапных сокращений российского ядерного оружия количество тактических боезарядов для ПВО уменьшилось на 60%, для авиации – на 50%, для флота – на 30%. А вот сокращение тактических ядерных боеприпасов для сухопутных войск (снаряды и мины) было максимальным – почти на 96%.
То есть приоритеты понятны – главный упор в области носителей тактического ядерного оружия Россия делает на ракеты воздушного и морского базирования. Хотя обычно у агрессора есть и самоходные 152 мм гаубицы «Мста-С» и «Акация», способные стрелять ядерными снарядами, и тяжелые самоходные 240-мм минометы «Тюльпан» с ядерными минами, но их дальность – плюс-минус 20 км. Для достижения сугубо военных целей армейские ядерные тактические заряды (как и другие) применяться не будут.
«Применение тактического ядерного оружия на поле боя в рамках существующих во время холодной войны концепций: для взлома обороны и уничтожения вторых эшелонов войск в украинско-российской войне невозможно. Нет стабильной линии фронта, войска мобильны и рассредоточены. Начнешь стрелять – перелет или недолет, попадешь в своих. Опять же, куда ветер дует, радиацию понесет? А что делать агрессор на захваченной, но зараженной радиацией территорией? Это все нецелесообразно с военной точки зрения», – объясняет «Главкому» ведущий эксперт Центра военно-политических исследований Александр Коваленко.
По его мнению, само по себе применение ядерного оружия – это «последний аргумент», когда страна попала в тупик.
«Вот представьте: если бы Гитлер успел сделать атомную бомбу и нанес ею во время штурма Берлина удар по врагам-союзникам, тогда кстати много писали об разрабатываемом «оружии возмездия». Одним словом, все эти разговоры о тактическом ядерном оружии имеют характер устрашения», – говорит эксперт.
Учитывая, что главная задача недавно сравнившего себя с Петром I, который «также забирал российские земли» – завоевание Украины, без которой Россия чувствует себя просто Московией, вряд ли он решится на использование ядерного оружия. Разве что окончательно поймет, что ничего не получается, и будет действовать по принципу «да не доставайся ты никому».
«Возможно, для Путина невозможность захвата Украины будет эквивалентна поражению в войне», – предполагает Коваленко.
Но есть еще один нюанс. Для того чтобы нанести тактические ядерные удары по украинским городам, нужно сначала оснастить соответствующими зарядами средства доставки – ракеты воздушного и морского базирования. Все тактические боеголовки, вместе со стратегическими, находятся в специальных хранилищах. То есть, их еще до точки сбора довезти надо.
Незадолго до распада Советского Союза было около 500 ядерных хранилищ. К середине 1990-х годов их количество в России сократилось до 250, к 2009 году осталось 50 объектов, а на сегодня – 15. И на Западе обо всех хранилищах прекрасно знают абсолютно все.
Российские хранилища ядерного оружия
Все ядерные хранилища мониторятся со спутников, и начнись там какое-нибудь подозрительное движение, США сразу начнут принимать соответствующие меры. Дело тогда точно может дойти до Третьей мировой, но это будет другая история. Не тактичная.
Кстати, следует напомнить, что после обретения независимости у Украины был третий по величине ядерный арсенал в мире. У нас было 176 межконтинентальных баллистических ракет, со своими стратегическими боеголовками, и 2 883 тактических ядерных заряда.
Андрей Кузьмин, «Главком»
Коментарі — 0