Как Зеленский будет бороться с олигархами? Опубликован полный текст законопроекта

Как Зеленский будет бороться с олигархами? Опубликован полный текст законопроекта

Законопроект определяет, кто такие олигархи, кто будет вести реестр их имен и что грозит госслужащим за контакты с ними

Фотоколлаж из открытых источников

На сайте Верховной Рады появился текст законопроекта, который состоит из 13 страниц и включает 10 статей

На сайте Верховной Рады сегодня опубликовали законопроект о деолигархизации. Стало известно, как власти намерены бороться с олигархами.

Законопроект называется «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)», и он определяет, кто такие олигархи, кто будет вести реестр их имен и что грозит госслужащим за контакты с ними.

«Этот документ содержит определение так называемых олигархов – лиц, имеющих значительное влияние в хозяйственной, политической жизни страны, а также контролирующих основные сегменты медийного пространства», – сообщили в пресс-службе Офиса президента.

На Банковой отметили, что документ имеет ограниченный срок действия – 10 лет.

«Он должен стать первым шагом к ликвидации олигархической системы в Украине. На его основе будут разработаны антитрастовые законы, закон о лоббизме и другие нормативно-правовые акты, которые переформатируют экономические и общественные отношения в стране», – отметили в пресс-службе Зеленского.

Итак, законопроект с 13 страниц включает 10 статей:

Статья 1 предусматривает определение терминов. В частности, «бенефициаром», «СМИ» и «электронное средство массовой информации», Вводится термин – «контролер» – лицо, обладающее возможностью осуществлять решающее влияние на управление или деятельность СМИ. А также «связанное лицо», которая прямо или косвенно владеет долей (правом голоса) в субъекте хозяйствования.

В статье 2 дается определение «олигарх».

В частности, олигархом считается лицо, которое:

  1. участвует в политической жизни;
  2. имеет значительное влияние на средства массовой информации;
  3. является конечным бенефициарным владельцем (контроллером) субъекта хозяйствования, в день вступления в силу настоящего Закона является субъектом естественных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном товарном рынке в соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение;
  4. подтверждена стоимость активов лица (и лиц, бенефициаром которых она есть) превышает один миллион прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года (это 2 млрд 270 млн грн).

Статьей 3 определяется участие в политической жизни. В частности, это может быть лицо, которое является Президентом Украины, председателем Верховной Рады Украины, первым заместителем председателя Верховной Рады Украины, народным депутатом Украины, премьер-министром Украины, первым вице-премьер-министром Украины, вице-премьер-министром Украины, министром, его первым заместителем и заместителем, руководителем другого центрального органа исполнительной власти, что не входит в состав Кабинета Министров Украины, председателем Службы безопасности Украины, Генеральным прокурором, председателем Национального банка Украины, руководителем постоянно действующего вспомогательного органа, образованного Президентом Украины, его первым заместителем и заместителем.

Или лицо, занимающее должность в руководящих органах политической партии. Лицо, финансировавшее деятельность политической партии, политическую агитацию или проведение митингов, или демонстраций с политическими требованиями.

Статья 4 описывает «значительное влияние на средства массовой информации». Такое лицо может быть бенефициаром средства/средств массовой информации, контроллером или тем, кто был бенефициаром или контроллером средства/средств массовой информации по состоянию на дату вступления в силу этим Законом, однако потерял такой статус до дня введения этого Закона в действие, вследствие чего бенефициаром или контроллером такого средства массовой информации стало связанное лицо или лицо, которое не обладает безупречной деловой репутацией в п плане статьи 10 настоящего Закона.

Статья 5 – ключевая и предусматривает, что решение о признании лица таким, которое имеет значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархом), принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины на основании представления Кабинета Министров Украины, члена Совета национальной безопасности и обороны Украины, Национального банка Украины, Службы безопасности Украины или Антимонопольного комитета Украины.

А само решение вступает в силу со дня официального опубликования Указа Президента Украины О введении его в действие и является обязательным к исполнению.

Статьей 6 предусмотрено создание Реестра олигархов на основании решения СНБО. Реестр будет электронной информационно-телекоммуникационной системой олигархов и лиц, подающих декларацию о контактах.

Статья 7 описывает правовые последствия включение лица в Реестр олигархов, которым запрещается: осуществлять взносы (прямо или опосредованно через других лиц) на поддержку политических партий. Быть покупателем (бенефициаром покупателя) в процессе приватизации объектов большой приватизации. Также лица, включенные в Реестр, будут обязаны подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в порядке, установленном Законом Украины «О предотвращении коррупции».

В статье 8 предусмотрено представление деклараций о контактах. А именно, в случае контакта публичного служащего с олигархом, первый должен подать такую декларацию. Под «контактом» понимается встреча и разговор (в том числе проводимые онлайн) любого содержания с олигархом.

Олигархи, включенные в Реестр, и их представители обязаны перед началом встречи (разговора) сообщать публичным служащим о факте включения в Реестр.

Декларация не подается, если встреча была на официальных мероприятиях, ход которых отражается в режиме прямой трансляции по радио, телевидению или через сеть Интернет в режиме, доступном для массового приема. А также в судебных заседаниях, официальных мероприятиях (совещаниях), инициированных органами государственной власти, информация о которых (с указанием полного перечня участников и предмета обсуждения) размещена на официальном сайте соответствующего органа государственной власти.

Представление декларации о контактах осуществляется не позднее следующего дня после контакта с олигархами или их представителями путем заполнения на официальном сайте СНБО.

Обязанность представления такой декларации о контактах распространяется на всех, начиная с Президента, заканчивая государственными служащими категории «А», глав местных государственных администраций, их первых заместителей и заместителей, военнослужащих, правоохранительные органы и работников других органов, которым присвоено высшее специальное звание.

Нарушение обязанности представления декларации о контактах является основанием для привлечения лица к политической и (или) дисциплинарной ответственности.

Статья 9. Предусматривает порядок принятия решения об исключении олигарха из Реестра. В частности, решение принимается в случае установления факта отсутствия у такого лица не менее двух признаков, предусмотренных частью первой статьи 2 настоящего Закона.

Признак значительного влияния на средства массовой информации не считается отсутствующим в случае, если статус бенефициара (контролера) соответствующего средства массовой информации перешел от лица, включенного в реестр, к связанному с ним лицу или лицу, не обладающему безупречной деловой репутацией в понимании статьи 10 настоящего закона.

Решение об исключении олигарха из реестра может быть также принято Советом национальной безопасности и обороны Украины на основании заявления лица, включенного в Реестр, и представленных им документов, сведений, подтверждающих отсутствие у него признаков, указанных в части первой настоящей статьи.

Статья 10 предполагает: что есть «безупречная деловая репутация».

  1. Признаками небезупречной деловой репутации физического лица, связанными с соблюдением закона и публичного порядка, является:
  2. наличие у лица судимости, которая не погашена и не снята в установленном законом порядке;
  3. применение Украиной, иностранными государствами (кроме государств, которые осуществляют вооруженную агрессию против Украины), межгосударственными объединениями или международными организациями санкций к лицу (применяется в течение срока действия санкций и в течение трех лет после их отмены или истечения срока, на который они были введены);
  4. включение лица в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или в отношении которых применены международные санкции (применяется в течение срока пребывания лица в перечне и в течение 10 лет после его исключения из него);
  5. лишения лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по приговору или иному решению суда (применяется в течение срока действия такого наказания);
  6. ненадлежащее исполнение лицом обязанностей по уплате налогов, сборов или других обязательных платежей, если общая сумма неуплаты равна или превышает 100 размеров минимальной месячной заработной платы, установленной законодательством на период, в котором совершено нарушение, или эквивалент этой суммы в иностранной валюте (применяется в течение срока этого нарушения и в течение трех лет после его устранения);
  7. приобретение (намерение приобрести) средства массовой информации по цене, которая существенно ниже рыночной, либо за счет средств, источник происхождения которых не является документально подтвержденным;
  8. существенные и/или систематические нарушения лицом требований законодательства о средствах массовой информации, банковского, финансового, валютного, налогового законодательства, законодательства по вопросам финансового мониторинга, законодательства о ценных бумагах, акционерных обществах и фондовом рынке.

Отмечается также, что порядок проведения проверки деловой репутации покупателя (потенциального покупателя) средства массовой информации утверждается Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания.

Напомним, что 2 июня Владимир Зеленский подал в Раду закон об олигархах. Текст документа вечером 2 июня обнародовали СМИ.

К слову, 14 мая секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что законопроект о статусе олигархов сейчас в работе и в ближайшее время его внесут в Верховную Раду.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: