Бревно на пути в Евросоюз. Кто устроил антикоррупционный саботаж?
тема неделиСпециализированная антикоррупционная прокуратура без руководителя уже два года
Украина наконец-то получила статус кандидата в члены Евросоюза. Война отодвинула второй план формальности и европейцы закрыли глаза даже на тот факт, что еще с августа 2020 года у нас нет руководителя одного из ключевых органов – Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). Хотя это предназначение является одним из требований ЕС.
Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляла, что Украине на пути к членству предстоит многое сделать, в частности, в сфере верховенства права и борьбы с коррупцией.
«Украина достигла многого в создании необходимых антикоррупционных органов. Фокус теперь должен быть на назначении нового председателя Антикоррупционной прокуратуры и нового директора Антикоррупционного бюро. Антикоррупционные органы есть, теперь они должны стать полностью дееспособными», – отметила она на пресс-конференции в Брюсселе.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что искренне благодарен фон дер Ляйен, а также лидерам государств-членов ЕС, которые единогласно приняли это решение на саммите ЕС. Верховная Рада к концу года уже готовится принять более 30 законопроектов в рамках евроинтеграции. При этом опыт европейцев показывает, что за исполнением обещаний Киевом нужно внимательно следить.
История кадрового коллапса в САП
К первому руководителю новой Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назару Холодницкому было много претензий, но сейчас предъявлять их вообще некому. Исполняющий обязанности главы САП киборг Максим Грищук находится на фронте, но даже когда он работал в своем кабинете, то признавал: через приставку «и.о.» очень ограничен в полномочиях. Фактически все решения по такой конструкции принимает руководитель Офиса генпрокурора Ирина Венедиктова. Соответственно, это влияет на деятельность еще одной антикоррупционной структуры – Национального бюро расследований, которое должно работать в тесной связке с САП.
В правительстве обещают, что разберутся по этому кадровому вопросу буквально до конца недели. Так, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина отметила, что Кабмин «сформирует видение реформ, необходимых для выполнения требований Европейской комиссии по сохранению Киевом статуса кандидата на членство в ЕС». В частности, речь идет и о назначении руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры. Но это очень расплывчатое заявление, учитывая, что этот руководитель назначается уже два года.
Еще в декабре прошлого года конкурсная комиссия определила победителя конкурса нового руководителя САП – им стал детектив НАБУ Александр Клименко. Но это решение пока формально не утверждено, оно блокируется членами комиссии от Верховной Рады. Хотя заседания на этот счет инициируют представители международных организаций, входящих в комиссию. Послы «Большой семерки» заявили, что задержка с избранием руководителя САП неоправданна и противоречит обязательствам Украины. Свое разочарование выразили и в посольстве США. Но все эти заявления мало повлияли на Киев.
Фото: ukrinform.ua
Председатель комиссии Екатерина Коваль, фактически блокирующая это решение, является выдвижением сателлита власти – депутатской группы «За будущее». Она уже жаловалась на угрозы ей и семье. Аргументами Коваль об отказе назначать главу САП были решения одиозного Окружного административного суда Киева об обжаловании результатов конкурса и ожидании ответа от Офиса генпрокурора относительно результатов спецпроверки кандидатов, а также сведений об их допуске к гостайне. Решение суда сейчас находится на этапе апелляции, а глава комиссии уверяет, что для нее принципиально полное соблюдение процедуры, чтобы «потом новоназначенные лица могли законно работать, не беспокоясь о незаконности проведения конкурсного отбора».
Фото из открытых источников
Глава «Центра противодействия коррупции» Виталий Шабунин не считает эти аргументы основательными: «Ни первой, ни второй по надуманным причинам сегодня просто не существует, – уверяет он. – Закон говорит, что в условиях военного положения спецпроверки не проводятся вообще. Кандидатов на должности можно назначать без спецпроверок, а проводить их будут потом в течение трех месяцев после прекращения военного положения. О решении Окружного административного суда: оно не вступило в силу, потому что было обжаловано, и суд принял жалобы к рассмотрению. То есть деятельность комиссии может продолжаться без всяких препятствий».
Банковая давит на тормоза
Неоднократно звучали предположения, что назначение руководителя САП тормозит замглавы Офиса президента, отвечающего за правоохранительный блок, чиновник времен Януковича Олег Татаров. У него личный зуб на САП и НАБУ, которые завели на него дело по поводу его вероятной причастности к хищению средств Нацгвардии.
Первый заместитель председателя антикоррупционного комитета Совета Ярослав Юрчишин также утверждает, что пока нет никаких препятствий, чтобы собрать комиссию и утвердить результаты избрания нового главы САП.
«Есть обращение членов комиссии о созыве такого собрания, но нет реакции председателя и официально обнародованной даты его проведения, – отмечает он. – Единственная субъективная причина – это то, что победитель конкурса детектив Клименко открывал дело по коррупции заместителя главы Офиса президента Олега Татарова. И он блокирует теперь в ручном режиме утверждение результатов конкурса. Часть комиссии, назначенная от Верховной Рады, имеет тесные контакты с МВД и являются людьми Татарова. Есть два маркера, которые указывают на то, что власти боятся назначения руководителя САП: это его неутверждение и принятие антикоррупционной стратегии без положений, предусматривающих, что Рада разработает закон, который предоставит полномочия исполняющему обязанности главы САП, а не автоматически переведет их на генпрокурора, как это сейчас».
Фото из открытых источников
Дополнительную абсурдность нынешней ситуации с антикорпрокуратурой придает тот факт, что даже нынешний и.о. председателя Максим Грищук воюет и переложил свои обязанности на начальника управления процессуального руководства Андрея Довганя. Тот же не является самостоятельным и имеет свои действия согласовывать с Офисом генпрокурора.
Грищук считает, что вообще нужно проводить новый конкурс (сам он, кстати, на него подавался, но отбор не прошел).
«У меня скептическое отношение к конкурсу на главу САП, – говорит он в интервью «Главкому». – Его нужно перезапускать по более прозрачным правилам, с прозрачной комиссией, которая будет независимой, в состав которой войдут международные эксперты, как это делали для отбора судей ВАКС».
Предшественник Грищука Назар Холодницкий говорит, что тоже находится в рядах Вооруженных сил, и эту тему вообще комментировать не хочет.
НАБУ также повисло
Если конкурс на главу САП хотя бы проведен, то отбор нового главы Национального антикоррупционного бюро, после того, как в апреле этого года истек срок полномочий Артема Сытника, до сих пор нет. Бюро с тех пор возглавляет дежурный и.о. Гизо Углава. Конкурсная комиссия по избранию нового руководителя уже создана, однако есть нюанс.
«С НАБУ вообще детективная история, – рассказывает источник «Главкома» в парламенте. – Есть такой Драго Кос, который входит и в комиссию по отбору в САП и НАБУ. Он жестко сбивал всех кандидатов от Банковой. Поэтому Кабмин, обеспечивающий организационную поддержку работы комиссии, поставил условие, что он может работать в комиссии по избранию руководителя НАБУ после завершения работы в конкурсной комиссии САП. Юридических оснований для этого нет, но конкурс из-за этого не начинается».
Что дальше
Однако ситуация с НАБУ не так затянута, как с антикоррупционной прокуратурой. Исполнительный директор Transparency International Ukraine Андрей Боровик уверен: Украине хоть и предоставили статус кандидата на членство в ЕС, но при этом не закроют глаза на ситуацию с САП.
«Статус мы получили, но с определенным перечнем условий, которые нужно будет выполнить до конца года, – считает антикоррупционный эксперт. – И дальнейшие переговоры с ЕС могут не начаться, если Украина эти условия не выполнит. С назначением главы САП вообще все просто – хоть завтра комиссия может собраться, определить победителя, а дальше генпрокурор должна формально сделать это назначение. То есть, условия, которые Украина может выполнить, без преувеличения, через пять минут, но фактически происходит саботаж».
Как за это украинские власти в нынешних условиях могут наказать – загадка. Однако хотелось бы, чтобы доверие, которое 23 июня нам выразил Евросоюз, было оправдано. Лишние поводы, которые могут стать препятствием в нашей выстраданной евроинтеграции, сейчас точно не ко времени.
Павел Вуец, «Главком»
- Максим Грищук: Я подписал подозрение Татарову. Какие у меня могут быть отношения с Офисом президента?
- Конкурс на антикоррупционного прокурора: как Зеленский опозорил Украину
- Срыв конкурса на руководителя САП. Помогите найти другое определение, кроме как государственная измена
- Конкурс на антикоррупционного прокурора: неделя лжи и молчания Зеленского
- Кто обрушил «Укрстрой»? Версия топ-менеджера компании Олега Майбороды
Коментарі — 0