Реквієм за мінсько-нормандськими процесами
Обличчя цивілізованої європейської держави Росія почала втрачати ще в 2008 році, напавши на Грузію
Мовою оригіналу
Всегда считал так называемый «Центр политической конъюнктуры» примитивной прокремлевской помойкой, бесконечно далекой от серьезной аналитики. А тут наткнулся на неожиданно толковую статью, в которой замдиректора этого малопочтенного Центра Олег Игнатов убедительно разъясняет, почему новый американский закон о санкциях против России торпедирует и «Минские договоренности» по Украине, и переговоры в пресловутом «нормандском формате».
Не менее убедительны и два других вывода автора. О том, что, даже несмотря на необъяснимую (или, наоборот, вполне объяснимую симпатию президента Трампа к России) главную роль в переговорах с Россией по «украинскому» досье будут отныне играть США. И о том, что сами эти переговоры будут нацелены на полное устранение последствий всех действий России, вызвавших введение санкции против нее.
Проще говоря, тягучему процессу постепенного смягчения санкций в обмен на дозированные уступки со стороны России, видимо, пришел конец.
«Ни президент США, ни тем более главы Франции и Германии не могут… гарантировать России, что американские санкции будут... отменены в обмен на что-то…», – замечает в этой связи Олег Игнатов, забыв, однако, закончить свою фразу словами «кроме полного урегулирования конфликта вокруг Украины и восстановления ее территориальной целостности».
Не считая этой лукавой недоговоренности, готов согласиться с его выводами, предположив, что переговоры в фактически новом формате (например, «будапештском») станут в итоге более жесткими, прямыми и честными. И вести их будут не случайные люди с непонятными полномочиями, а полноправные официальные представители высоких договаривающихся сторон.
К сожалению, все прочие выводы Олега Игнатова оказались надуманными и малообоснованными. «Ситуация зашла слишком далеко, чтобы можно было сделать несколько шагов назад без потери лица», – с пафосом пишет он, прогнозируя общее ужесточение позиции России и возрастание риска возобновления войны в Донбассе.
О чем идет речь, не совсем понятно. Лицо цивилизованной европейской державы Россия начала терять еще в 2008 году, напав на Грузию. А за последние три года потеряла его окончательно. Теперь впору думать о том, как с минимальными потерями покинуть ряды мировых изгоев. Нет у России задачи важнее этой.
Что же касается рассуждений о возобновлении войны в Донбассе, то они выглядят как обычный шантаж: война не возобновится, если этого не захочет сама Россия. А она, полагаю, этого не захочет. Во-первых, потому что рискует столкнуться не только с единодушным осуждением мира, но и с гораздо более жестким, чем прежде, ответом США. А, во-вторых, в силу того, что США, как ни странно, еще далеко не исчерпали имеющиеся средства политического принуждения России к миру и законопослушанию. По общему мнению, наиболее радикальным из таких средств считается прием Украины в НАТО. Дело это хлопотное, бюрократическое и небыстрое. Но история Холодной войны подсказывает, что в политическом арсенале США есть и другие, не менее надежные, но куда более оперативные средства достижения той же цели. Россия могла бы об этих неприятных для нее средствах помнить, чтобы ненароком не побудить американцев ими воспользоваться.
Коментарі — 0