Георгий Кунадзе: Цель Путина – подчеркнуть вторичность Украины
«Лидеры Франции и Германии допустили грубую ошибку»
Президент США Джо Байден подписал указ о введении в отношении России новых санкций. Кроме того, из страны должны быть высланы 10 российских дипломатов. Комментируя свое решение, Байден заявил, что США не хотят эскалации отношений с Россией.
Расширение санкций происходит на фоне наращивание Россией вооружений на границе с Украиной, представляя это как необходимую защиту от действий стран НАТО возле собственных границ. Аналитики называют нынешнее скопление российских войск на границе с Украиной наибольшим с 2015 года. А эскалацию связывают как с предстоящими в России парламентскими выборами и желанием получить политические балы внутри страны, так и с не прекращающимися попытками расшатать обороноспособность Украины. Руководство Украины чуть ли не ежедневно обсуждает сложившуюся ситуацию с мировыми лидерами, которые заверяют о своей поддержке. Пока только на словах. «Путин должен знать, что у США есть опции, кроме пресс-релизов и угроз», – заявил бывший координатор санкций в Государственном департаменте США Дэниэл Фрид. А командующий американских войск в Европе Тод Уолтерс убеждает, что Украина будет в состоянии отразить полномасштабное наступление российской армии.
По какому сценарию могут развиваться события дальше и насколько Запад готов от слов перейти к делу, эти вопросы «Главком» обсудил с бывшим заместителем главы МИД России Георгием Кунадзе.
Руководство Украины общается с мировыми лидерами, руководством НАТО, Байден позвонил Зеленскому, потом Путину. Предпринятых дипломатических шагов достаточно, чтобы предотвратить полномасштабный вооруженный конфликт?
Откровенно говоря, контакты украинского руководства с мировыми лидерами и с НАТО представляются мне ситуативными. О чем еще, кроме предотвращения прямого вооруженного столкновения, можно сейчас говорить. В этом смысле, я бы выделил договоренность Байдена с Путиным о проведении встречи на высшем уровне. Ее дата не определена. Думаю, что, по крайней мере, пока стороны готовятся к этой встрече, вооруженного столкновения между Россией и Украиной не случится.
Байден назвал Путина убийцей. В свою очередь, глава МИД РФ Лавров также за словом в карман не лезет, комментируя события вокруг Украины. Чем объяснить такую риторику, иногда переходящую в откровенное хамство? Дипломатические механизмы урегулирования конфликта иссякают, классическая дипломатия уже не работает?
Некоторые политические лидеры и дипломаты сейчас легко переходят на язык подворотни. Грубый век, что поделаешь. Впрочем, классическая дипломатия от этого не страдает, ибо от неё и без того мало что осталось. А Байден, кстати, Путина убийцей не называл, он лишь прямо ответил на прямой и, возможно, заранее оговоренный вопрос интервьюера.
Как перемещение российских войск влияет на дипломатию? Это воспринимается как блеф, попытка давления, или же этот фактор влияет на позиции тех, кто договаривается?
Концентрация войск на границе с соседним государством – это всегда угроза его безопасности. Так что повод для беспокойства у Украины, несомненно, есть. Правда, Россия никак не маскирует, а, наоборот, всячески «рекламирует» свои действия, что дает основания истолковать их как военную демонстрацию, воспринимаемую всеми именно как фактор переговоров.
Бывший глава МИД Украины Павел Климкин высказал мнение, что цель Путина состоит вовсе не в том, чтобы заполучить Донбасс, а в том, чтобы Запад и США не занимались раскачиванием российского режима перед парламентскими выборами, и в том, чтобы «разведкой боем» прощупать возможную капитуляцию Украины. Какова на самом деле мотивация Путина?
Любые догадки насчет мотивации Путина считаю допустимыми: человек он, мягко говоря, импульсивный и мало предсказуемый. Управляемый беспредельщиками, разрушенный, а значит дотационный Донбасс Путину, думаю, и правда, не нужен. Но он всегда подчеркивает, что считает русских и украинцев одним народом. Поэтому ему нужна вся Украина, как минимум, в качестве вассального государства, во всем подчиняющегося России. Проще говоря, от своих имперских фантазий он не излечился.
Встреча Байдена с Путиным – это будет победа российского президента, позволяющая показать, что его воспринимают как равного?
Российская пропаганда, несомненно, преподнесет эту встречу как очередную «победу». Но я так не думаю. Тем более сейчас, когда Байден огласил новый пакет не столько болезненных, сколько оскорбительных для России санкций. Если, несмотря на такое «оскорбление», Путин не откажется от встречи с Байденом, сама эта встреча станет, на мой взгляд, скорее победой именно последнего. Ведь в новых условиях она будет выглядеть как своего рода последний шанс Путина как-то убедить «главного начальника мира» в «миролюбии» своей внешней и внутренней политики. Что, с учетом устойчиво неважной международной репутации Путина, на мой взгляд, заведомо нереально. А так, почему бы им не встретиться: пока вожди беседуют, пушки молчат.
Зачем эта встреча самому Путину, что нового он может сказать американскому коллеге?
Да не может он сказать Байдену ничего нового. Всем всё давно понятно.
Руководство Украины очень нервно воспринимает обсуждение темы Украины без ее участия. В частности, речь идет о недавнем общении в формате Макрон-Меркель-Путин. Оправданы ли такие опасения Украины? Ни для кого не секрет, что цель Путина в том, чтобы любыми средствами подчеркнуть вторичность Украины как государства, вынужденного подчиняться решениям, принятым за ее спиной. Согласившись на обсуждения украинских проблем без самой Украины, лидеры Франции и Германии допустили грубую ошибку. Видимо, желая ее загладить, они поспешили пригласить на такую же трехстороннюю встречу Зеленского. Выглядит все равно не очень красиво: как будто они собрались уломать президента Украины согласиться на условия, которые им только что изложил президент России.
Российская пропаганда и дипломаты РФ заявляют, что на самом деле это Украина раскачивает ситуацию. Но если следовать такой логике, то какие дивиденды руководство Украины может получить от эскалации?
Не думаю, что нынешнее руководство Украины способно что-то «раскачивать». Никого не хочу обидеть, но, по-моему, у него вообще нет каких-либо осмысленных планов.
Россия запретила своим гражданам летать в Турцию, официально объясняя это пандемией. Но на самом деле ясно же, что так Путин мстит Анкаре за поддержку Украины и за продуктивную встречу Эрдогана и Зеленского. Есть ли предпосылки говорить об охлаждении отношений Турции с РФ?
По горячим следам инцидента с российским штурмовиком, сбитым в 2015 году турецким истребителем в Сирии, Путин пообещал, что «одними помидорами они (турки) не отделаются». Сейчас он свое обещание сдержал. В целом же, Путин, по-моему, немного побаивается Эрдогана, такого же авторитарного самодура, как и он сам. Но, как говорится, стерпится-слюбится.
Складывается впечатление, что Турция пытается сидеть на двух стульях: и Украину поддержать, и с Россией не поссорится. Кто от этого больше всего выигрывает?
Сама Турция, ухитряющаяся поставлять Украине ударные беспилотники, сохраняя деловые отношения с Россией.
Чего ждать 21 апреля во время обращения Путина к Федеральному собранию?
Даже с учетом новых американских санкций, ничего особенного ждать, думаю, не приходится. Дежурная речь «за всё хорошее, против всего плохого», уныло прочитанная по бумажке человеком, давно тяготящимся этим бессмысленным ритуалом.
Есть предположения, что он может дать «добро» на повторения «крымского сценария», когда условный Пушилин попросит защитить русскоязычных. И это будет основанием для «небольшой победоносной войны». Насколько вероятен такой сценарий?
Не уверен, что это возможно в преддверии встречи Путина с Байденом. Да и кто такой этот «условный Пушилин», чтобы прислушиваться к его просьбам?
Джо Байден подписал указ о новых санкциях против РФ. Это как-то повлияет на вероятность встречи президентов?
Думаю, не повлияет. Слишком долго ждала российская сторона такой встречи, чтобы от нее отказаться.
США приняли решение о высылке десяти российских дипломатов? Каковы последствия этого решения?
Ответная высылка десяти американских дипломатов из России. И так до тех пор, пока не кончатся американские дипломаты в России. Сама Россия в этом смысле находится в выигрышном положении: она ведь имеет на территории США не только посольство, но и постпредство при ООН.
Запад и США пока ограничиваются заявлениями об обеспокоенности. Но, где та точка, когда за словами начинаются действия?
Нет такой точки. Коллективный Запад и США воевать за Украину не станут. Они продолжат оказывать ей моральную и политическую поддержку, экономическую, финансовую и военную помощь. Но дальше этого не пойдут. Задача Украины в том, чтобы своими успехами в построении сильного демократического государства доказать, что она заслуживает чего-то большего.
Михаил Глуховский, «Главком»
Коментарі — 0