Санкционная война. Представитель НАПК пояснила, за что украинцы должны благодарить Казахстан
Загребельская: Токаев вынужден балансировать, чтобы и власть не потерять, и многовекторность Казахстана сохранить
Казахстан находится в сложных политических обстоятельствах и балансирует, чтобы не потерять многовекторность. Однако на втором году войне стране нужно будет определиться, каким интересам отдать предпочтение. Об этом в интервью «Главкому» рассказала глава направления минимизации коррупционных рисков в санкционной политике Национального агентства предотвращения коррупции Агия Загребельская.
С одной стороны, Казахстан не признает аннексию Россией наших территорий, не голосует на стороне России в ООН, казахские банки пытаются балансировать, Казахстан не поставляет России оружие. В свое время Казахстан присоединился к спасению Евросоюза – когда Россия устраивала энергетический шантаж, Казахстан своими очень слившими Россию ресурсами помогал пройти этот этап. С другой стороны, в Казахстане ситуация достаточно непростая – значительная часть населения выросла в пророссийском контексте и не всегда ясно понимает, кто виноват в этой войне. Да, казахская молодежь достаточно перспективна и уже не поддерживает Россию и требует от правительства более жестких действий.
«Сам Токаев также находится в сложных политических обстоятельствах, ведь большое количество чиновников в его стране до сих пор лояльны предыдущему президенту. Мы помним, что к полномасштабному вторжению российские танки от ОДКБ зашли в Казахстан по просьбе Токаева. Потому он вынужден балансировать, чтобы и власть не потерять, и многовекторность Казахстана сохранить. Плюс ко всему рядом с ними Китай – также абсолютно недружественный субъект, пророссийский и поддерживающий эту войну», – утверждает Загребельская.
Однако это все не является оправданием на втором году войны, утверждает чиновник. Казахстан должен предпочесть ценности, то есть долгосрочные интересы, вместо краткосрочных профитов.
«Мы видим, как Казахстан посещают представители Евросоюза, США, рассказывают о вторичных санкциях. Я думаю, что они действительно скоро будут, и их будет больше и больше, если Казахстан и другие такие страны не прекратят играть роль пособников России в обходе санкций. К примеру, Узбекистан рядом. Там на днях был целый семинар по санкциям, где их предпринимателям и членам правительства представители ЕС рассказывали о том, какие признаки могут указывать на то, что конечный покупатель – это Россия, ведь она пытается маскироваться», – рассказала Загребельская.
В разных странах разная мотивация помогать России обходить санкции: некоторые делают это по выгоде, некоторые – вынуждены, потому что они должны балансировать в сложных геополитических условиях. Это зависит от того, в какой ситуации страна была на 24 февраля 2022 года. У некоторых экономика была критически зависимой от России, некоторые встретили этот день с выборами в следующем году, которые требуют от власти балансировки, у некоторых населения пророссийское, общие границы, общая газовая труба.
Загребельская рассказала, что искусство санкций – это откалибровать санкционный удар так, чтобы он нанес максимальный ущерб тому, кого вы санкционируете, при минимальном ущербе вам самим. К примеру, Германия недавно позакрывала свои атомные станции и именно после этого начала педалировать санкции для российского атомного сектора.
«Это как раз и есть признак эффективного использования санкционного инструмента. Поэтому это нормальный процесс и признак того, что коалиция не просто штампует санкции, а при этом хочет сделать их максимально эффективными», – утверждает чиновник.
Украинская сторона должна понимать круг интересов каждой страны и предлагать ей, во-первых, тот пакет санкций, на который она вероятнее всего согласится, потому что это не нанесет ей самый существенный вред, во-вторых, должно еще предлагать, какую пользу может принести именно эта санкция.
«Например, готовится санкционный пакет США – наше Министерство экономики может подготовить описание экономических действий, которые можно предпринять, чтобы свести к минимуму риски», – говорит Загребельская.
Украина хочет санкции на российскую титановую отрасль, так НАПК может подготовить объяснение, каким образом украинская титановая отрасль может смягчить негативный эффект от этого. Если нужно параллельно с введением санкций, чтобы добыча или производство этого товара увеличилось, скажем, в какой-нибудь африканской стране, то здесь совместно должны работать Министерство экономики и наши дипломаты. Последние – совершать визиты в эти страны и договариваться.
«Это было ярко заметно, когда вводились санкции на российскую нефть, и Байден и Блинкен фактически облетали весь мир. Это должны делать мы, но тогда мы еще этого не понимали и не умели, что ожидаемо, ведь мы, как и большинство мира, никогда не имели дело с экстерриториальным санкционным инструментом. Сейчас мы это понимаем, а вот умеем ли, будет понятно впоследствии. Позитивно, что это звучит в кабинетах власти, есть спрос на это», – отмечает чиновница.
Союзники ищут механизм передачи Украине не только частных российских активов, но денег Центробанка РФ. Однако недавно Еврокомиссия заявила, что арестованы в ЕС 300 млрд евро, из которых известно о местонахождении лишь небольшой доли, после войны нужно будет вернуть России, а Украина может получить из этого только дивиденды, если эти деньги инвестируют в облигации. Украина должна предложить партнерам прозрачную процедуру того, как мы будем тратить эти деньги, чтобы разрешить ситуацию в свою пользу.
«Это соответствующие изменения в законодательствах тех или иных юрисдикций и это происходит, в каждой стране вопрос прозрачности этих денег активно дискутируется, что очень важно. Второе – это поражение санкционными ударами пособников олигархов. К примеру, в последнем санкционном пакете от США уже была юридическая компания из Кипра», – добавила Загребельская.
Передать Украине конфискованные деньги выгодно партнерам. Когда восстановление Украины финансируется за российские деньги, партнеры не тратят деньги своих налогоплательщиков, поэтому здесь есть их непосредственная мотивация. Они понимают, что чем дальше, тем больше будет расти уровень недовольства населения уровнем жизни, повышением цен, и это давит на правительства, чтобы они все же действовали активнее.
Напомним, что страны ЕС придумали наказание тем, кто помогает России обходить санкции.
Коментарі — 0