Организатор «путча 1 декабря»: Не будет крови и никаких провокаций с нашей стороны
Интервью21 ноября 2021 года на Банковой был объявлен ультиматум президенту Владимиру Зеленскому: Уволить главу Офиса Президента Андрея Ермака
«Если Зеленский выбросит Ермака, то досидит до конца своего срока», – убеждает автор ультиматума президенту Юрий Гудыменко
На вечер 1 декабря объединение общественных организаций «Движение сопротивления капитуляции» созывает Майдан в Киеве. Он должен подвести итоги объявленному 21 ноября на Банковой ультиматуму президенту Владимиру Зеленскому. Требование, которое было озвучено: увольнение главы Офиса Президента Андрея Ермака. Если увольнение не состоится, организаторы планируют начать бессрочную акцию.
Градусу грядущей акции добавили еще несколько событий. В частности, пресс-конференция президента, на которой он сообщил о том, что окружение бизнесмена Рината Ахметова якобы готовило государственный переворот и собиралось использовать протесты 1 декабря как повод. После встречи Зеленского со СМИ журналист Кристофер Миллер опубликовал фамилии четырех человек, подозреваемых Банковой в организации «госпереворота». Это, в частности, офицер ФСБ РФ Василий Лаптев, якобы сотрудничающий с украинскими перебежчиками Алексеем Васильевым, Василием Грицаком и Эдуардом Федосовым. Трое крайних якобы находятся в Крыму. Однако свою причастность к якобы готовящемуся в Киеве госперевороту ни один из них не подтвердил.
Еще одним событием, подлившим масла в огонь, стала информация Государственного бюро расследования об открытии уголовного производства по факту публикации журналистом Юрием Бутусовым видео выстрела из гаубицы. Произошло это после пресс-конференции президента, на которой Бутусов вступил в публичную перепалку с Владимиром Зеленским. А позже советник главы ОП Алексей Арестович написал о возможном убийстве журналиста с целью эскалации ситуации.
Ультиматум президенту 21 ноября на Банковой объявил Юрий Гудыменко, один из лидеров партии «Демократическая сокира», соорганизатор акции протеста 1 декабря. В интервью «Главкому» он рассказал о своем участии в «госперевороте» (который западные СМИ почему-то подали как «путч»), планы Майдана в случае невыполнения Зеленским ультиматума и то, какими аргументами СБУ отказывает активистов от поездок в Киев.
В годовщину Революции достоинства вы в своем выступлении на Банковой заявили об ультиматуме Зеленскому. Его суть сводится к одному – уволить главу ОП Андрея Ермака, который может быть причастен к срыву операции с задержанием российских спецназовцев из российской частной армии «Вагнера», участвовавших в военных действиях на Донбассе. Если этой отставки не будет, что дальше?
Сейчас мы хотим объединить все гражданское общество и всю проукраинскую политическую оппозицию по этому вопросу. Большинство людей, с кем мы общаемся, соглашаются, что если Зеленский между Украиной и Ермаком выбирает Ермака, очевидно, такому президенту не место на должности. То есть, тогда речь пойдет уже о пребывании Зеленского на должности.
В то же время мы все понимаем, что угроза российских войск на границе реальна, а не выдумана. Войска русской Федерации готовы к полномасштабному вторжению. Поэтому в этой ситуации мы будем действовать как хирурги – очень осторожно…
Сейчас мы вместе с другими оппозиционными силами готовы к бессрочной кампании против президента Зеленского. На мой взгляд, она потребует перезапуска парламента, поскольку монобольшинство ни в коем случае не провозгласит импичмент. В итоге наша кампания должна привести к тому, что президент Зеленский преждевременно, но совершенно законным путем потеряет свой пост. Если для этого понадобятся какие-либо действия улицы, то мы к этому готовы.
26 ноября вы в Facebook написали: «Я на 1 декабря планировал мирную акцию, но если Владимир Зеленский настаивает...». Так что «госпереворот» таки возможен?
Я никогда его не планировал и планировать не буду. Повторяю: на 1 декабря мы готовим мирную акцию, но гораздо серьезнее предыдущих. То есть, это будет демонстрация, что украинская оппозиция объединена перед угрозой и готова к более решительным шагам. Они это увидят. Шаги не будут агрессивны, там не будет крови и никаких провокаций с нашей стороны.
Что означает более серьезная акция, чем она будет отличаться от предыдущих, проводимых на Банковой? Будете устанавливать палаточный городок?
Я бы не хотел сейчас раскрывать все детали. Но снова могу повторить, что никакого госпереворота не будет. Ведь по определению его могут делать военные, которых вы не видите на улицах…
По моему убеждению, государственный переворот совершает сам президент Владимир Зеленский. Фактически он прорекламировал нашу мирную акцию как госпереворот. Повторюсь: в наших действиях не будет агрессии и насилия. Между решительностью и жестокостью есть огромная разница, которую мы все понимаем.
Журналист BuzzFeedNews Кристофер Миллер назвал нескольких человек, якобы готовившихся использовать акцию протеста 1 декабря. Что вам известно о таких планах?
Это какой-то цирк. Конечно, я не исключаю провокаций. Вспомните 1 декабря, это известная дата в истории Украины, в частности, во время Евромайдана. Я видел материал BuzzFeedNews, который назвал четырех человек, якобы готовивших «госпереворот» и упоминавших Рината Ахметова и его миллиард долларов…
Потом эти люди, которых назвал журналист, начали выходить (в публичность) и все опровергать. Вся эта информация о людях, будто где-то в Крыму готовивших «госпереворот» выглядит как общение за бутылкой водки каких-то перебежчиков, которых никогда не подпустят не то, что до миллиарда долларов, но и Ахметова.
Все это выглядит как не очень разумный ход со стороны властей, направленный на неприхотливых в информационном плане граждан. К счастью, таких людей в Украине немного. Для меня – это вещи того же порядка, как «наколотые апельсины», о которых на Антимайдане в 2004 году говорила Людмила Янукович.
Лаптев, Васильев, Грицак, Федосов. С кем-то из них вы знакомы, общались?
Никого из них не знаю и ни с кем не общался. Такие люди вообще не входят в круг моего окружения. О Грицаке знаю только то, что он возглавлял СБУ после Евромайдана. Если это еще тот Грицак. Ибо был еще один – бывший заместитель председателя Государственной миграционной службы и депутат от Партии регионов.
Как обнародованная президентом информация о планировании госпереворота отразилась на подготовке акции 1 декабря?
Увеличилось количество коммуникаций с людьми из-за границы. Я имею в виду наших западных партнеров. Они встревожены той информацией, которая прозвучала. Потому что для них и для меня эта информация прозвучала совершенно по-разному. Для них это звучит так, что народно избранный президент страны, серьезное лицо, серьезно рассказал о государственном перевороте. Я предлагал им проанализировать ситуацию. Говорил, что это заявление (президента) было неподготовленным, ничем не обоснованным. И воспринимать его серьезно – это немного не то, что требуется от людей с критическим мышлением.
Конечно, наши западные страны-партнеры и их представители были встревожены, ведь не ежедневно в странах-союзниках происходит государственный переворот. Думаю, удалось им объяснить, что на самом деле госпереворот – это то, что делает сам Зеленский, а не то, что мы делаем.
С кем из дипломатов вы об этом общались?
Без комментариев.
Один из организаторов акции 1 декабря Андрей Левус говорит, что сейчас координаторам в областях звонят по телефону представители СБУ и призывают отказаться от поездок. Кто именно звонит по телефону, как именно отказывают не ехать в Киев?
Именно так, звонят по телефону координаторам. В частности, представители «Демсокиры» в центральных областях Украины получали такие звонки. Когда я еще был политиком в Запорожье, я также получал подобные звонки от СБУ, они всегда проходят по одинаковой логике перед акциями. Обычно такие звонки подтверждают, что власти встревожены возможными последствиями.
В частных общениях представители спецслужб говорят, что у них есть информация о намерениях (протестующих) захватывать государственные здания. Мы им говорим, что это полная чушь, ведь никто никаких государственных зданий захватывать не будет. У нас будет мирная акция. Мы и так понимаем, что Зеленский работает не с Банковой, а из Гуты. Руководство СБУ накручивают своих сотрудников в областях, чтобы создать видимость каких-либо действий. Что может дать этот прозвон самому СБУ, я даже примерно не знаю, если честно.
После обнародования информации президентом о якобы подготовке к госперевороту, нет ли страха, что вас могут записать к его соорганизаторам, если что-нибудь пойдет не по вашему сценарию?
Откровенно вам скажу, что я уже привык к тому, что мы априори уже являемся «участниками государственного переворота», потому что так нас называла власть и в 2013-2014 годах на Майдане. Когда мы планируем акцию, в которой участвует большое количество людей, парламентская оппозиция, я руководствуюсь мнением, что каждый человек должен делать то, что должен, а будет то, что будет.
Мы не можем закрывать глаза на то, что делают Зеленский, Ермак, на то, что появляется Шурма в Офисе президента (Ростислав Шурма – замглавы Офиса президента). Я его знаю еще во времена своей работы в Запорожье, он – абсолютный ватник. Могу ли я помешать Зеленскому совершить провокации на Банковой? Скорее всего – нет. Могу ли я с помощью, в том числе вас, журналистов, донести информацию о том, что акция мирная и каждый, кто будет делать картинку для СМИ, будет провокатором? Кажется, это едва ли не единственное, что могу. Других инструментов у меня нет.
Вызвали ли вас или кого-нибудь из ваших коллег из «Демократической сокиры» на допросы после озвученной президентом информации о подготовке госпереворота?
Нет. Я сам в эфирах поднимаю этот вопрос. Извините, если вы назвали нашу акцию 1 декабря государственным переворотом, вызывайте меня, берите показания. Но никто не звонит по телефону, никто никаких показаний не хочет.
А кто-то из Офиса президента выходил на связь с вами?
Так же нет. Мы передавали информацию в Офис президента, что если президент Зеленский выбросит Ермака, то, скорее всего, досидит до конца президентского срока. Но эти сигналы где-то из эфира уже исчезли.
О каких сигналах идет речь?
Мы знаем людей, которые заходят в Офис президента, в кабинеты на Банковой. Мы передавали им этот месседж ради блага всей страны.
Общались ли вы с кем-то из окружения Рината Ахметова по поводу акции 1 декабря?
Нет. Для меня любой олигарх есть априори враг. Поэтому я не вижу, о чем с Ахметовым, Фирташем или еще с кем-то мы можем общаться.
Неделю тому назад вы предположили, что президент может объявить чрезвычайное положение, чтобы разгонять акции. Сказали, что у вас есть такая информация. Откуда у вас эта информация о намерениях президента?
По моей информации из двух источников, он всерьез рассматривает эту возможность, то есть ввести либо чрезвычайное, либо военное положение. Но что там с анонсированным госпереворотом? Совершенно ничего. Никаких задержаний. Мне кажется, что общество поняло, что президент и в этот раз им просто соврал. 90% того, что делает президент – это абсолютная импровизация. Мне кажется, что если он будет принимать решение о введении какого-либо состояния, то будет делать это прямо в парламенте.
Чего вы ожидаете от выступления президента в Верховной Раде, куда он придет с ежегодным посланием?
Я очень надеюсь, что он выйдет и скажет, что уволит Андрея Ермака. В этом случае мы собираемся (на Майдане) и говорим, что условие ультиматума выполнено, мы расходимся, точка. По крайней мере, решение президента будет означать, что он хочет досидеть свой срок без больших социальных беспорядков.
Какое количество людей ожидаете увидеть вечером 1 декабря на Майдане?
Раньше думал об одном количестве людей. После открытия производства ГБР против Юрия Бутусова я уже думаю о другом, большем количестве людей. Если за это время до акции Зеленский еще что-нибудь сделает, ситуация снова может измениться. Понятно, что будут тысячи, это даже не оговаривается. Но сколько точно, посмотрим вечером 1 декабря.
Михаил Глуховский, «Главком»
Коментарі — 0