Єрусалим - столиця Ізраїлю. Питання або твердження?
Чесне слово, не хотів писати про проблеми американського визнання Єрусалиму столицею Ізраїлю
Мовою оригіналу
Тема не вполне моя, да к тому же очень горячая. Так уж повелось: не согласишься в чем-нибудь с израильтянами, запишут в антисемиты. Испытал на себе, когда, посмев усомниться в деловых и человеческих качествах Дональда Трампа, тогда еще кандидата в президенты США, был атакован в Фейсбуке его сторонниками из числа русскоязычных израильтян. Наехали большой группой, ненавидели от всей души, слов не выбирали. Было неприятно. Тем более, что как человек и специалист я не могу не уважать Израиль, а умом и стойкостью его народа искренне восхищаюсь.
Одним словом, у меня были причины не касаться проблемы Иерусалима. Я бы и не коснулся, если бы не наткнулся на сайте «ВЕСТИ: Израиль по-русски» на заметку о массовых протестах палестинских арабов против заявления президента Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля.
Комментарии читателей к этой заметке меня ошарашили: все они дышали непоколебимой верой в священное право Израиля на весь древний город, были переполнены ненавистью к палестинцам и самыми кровожадными рецептами расправы с ними. Впечатление, не скрою, было тягостное, а единодушное возмущение моих израильских френдов отнюдь не упомянутыми комментариями, а тем, что я осмелился их опубликовать, его только усугубило. Меня таки записали в антисемиты, обозвали «нацистской швалью» и еще бог знает кем.
Придя в себя от изумления, я отбросил сомнения и попробовал разобраться, может и правда чего-то не понимаю.
Для начала решил последовать совету одного из израильских комментаторов с чисто еврейским ником «Вася Исаев»: «Да пусть откроют Википедию и прочитают, если читать умеют. Иерушалаим – столица Израиля и всё». Вместо Википедии я открыл том 12 Энциклопедии Britannica. И прочел о том, что первое «документальное» упоминание об Иерусалиме, тогда он назывался Urusalim, датировано примерно 1370 годом до н.э., что в 1961 году уже нашей эры британские археологи провели в Иерусалиме раскопки, установив, что обнесенный высокими стенами город существовал на его месте примерно с 1800 года до н.э. и был населен древней народностью хананеев (Canaanites). Спустя восемь веков, в 1004 году до н.э. Иерусалим был завоеван Царем Давидом и стал столицей его царства. Справедливости ради надо сказать, что историчность Давида и его царства – по-прежнему предмет научной дискуссии.
В последующие века Иерусалим неоднократно подвергался набегам воинственных соседей, веками находился под властью завоевателей и, оставшись преимущественно еврейским городом, стал в конечном счете местом соприкосновения религиозных традиций иудаизма, христианства и ислама, равным образом почитающих Давида как прародителя рода, из которого должен прийти Мессия, праотца Иисуса Христа и мусульманского пророка.
Одним словом, история древняя, неимоверно запутанная и не до конца изученная. Вопрос лишь в том, может ли она считаться имеющей прямое и определяющее отношение к сегодняшнему государству Израиль, живущему в совершенно конкретных международно-правовых и политических обстоятельствах.
Мне почему-то кажется, что не может. История, тем более древняя, а потому, вероятно, не во всем достоверная – довольно сомнительный источник современного международного права.
Прошу извинить, если кого-то обижу таким сравнением, но все же напомню напыщенные рассуждения Владимира Путина о Крыме и Херсонесе как «первичной купели крещения России», за возвращение которой много веков боролся русский народ. И о том, что в силу этого упомянутая «духовная купель» имеет для России такое же «сакральное значение», как «Храмовая гора в Иерусалиме…». Вешая эту пропагандистскую лапшу на уши доверчивых слушателей, российский президент, помимо прочего, вероятно, надеялся на поддержку и понимание в Израиле. Получил он их или нет, не помню, но ход его мыслей, по-моему, понятен.
Любая страна имеет полное право провозглашать столицей любой город на своей территории. Дело, однако, в том, что к общепризнанной территории Израиля относится не весь Иерусалим, а лишь его западная часть. Восточная же часть Иерусалима досталась Израилю примерно так же, как Крым – России. В 1967 году она была Израилем оккупирована, а в 1980 году аннексирована. Что и было зафиксировано в Резолюции 478 Совбеза ООН, принятой 20 августа 1980 года 14 голосами «за», при одном воздержавшемся (США). Резолюция остается в силе. Вот, собственно, и все.
Политические обстоятельства много сложнее. В самом общем виде проблема выглядит так: Израиль – современное преуспевающее государство 21 века, окруженное враждебными ему отсталыми арабскими странами, оставшимися в лучшем случае в середине века прошлого. Конфликт между Израилем и арабскими соседями объективно не может быть разрешен силой: всех арабов в море не утопить, тем более, что их численность растет куда быстрее, чем население самого Израиля. Но и политические средства разрешения конфликта тоже не вполне эффективны: связной политики, которая помогла бы евреям и арабам научиться жить бок о бок, не найдено. К сожалению, израильтяне к ее поиску, похоже, не особо расположены, а арабы – в силу ряда причин неспособны. Остается довольствоваться полумерами, стараясь по возможности не провоцировать друг друга. Но и провокации, увы, не редкость. Последняя случилась только что, когда к бурному восторгу израильтян Дональд Трамп объявил о признании всего города Иерусалима столицей Израиля.
Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что это «историческое» решение президент США принял для того, чтобы отвлечь внимание американской общественности от расследования его закулисных связей с Россией. Ему оно сулило тактический выигрыш, а Израилю новые хлопоты.
Умные и цивилизованные израильтяне не могли не понимать, к чему приведет опрометчивый и, по большому счету, своекорыстный поступок американского лидера, но ничего не сделали, чтобы его отговорить. В результате, в воздухе запахло новой интифадой и очередной вспышкой взаимной ненависти. Каков здесь выигрыш Израиля, не понимаю.
И последнее. Президент России большой любитель всяческих формальных прецедентов, которые может использовать в своих интересах. Согласились, скажем, наши западные «партнеры» на отделение Косова от Сербии, не спросив на это ее согласия. А президент России тут как тут: создали, говорит, прецедент, так получите отделение Крыма от Украины без ее согласия, то есть формально по косовскому сценарию.
Не задумается ли теперь наш ушлый вождь о том, какой полезный прецедент создает признание американцами права Израиля на весь Иерусалим вопреки упомянутой резолюции Совбеза ООН и фактически только на основе древней истории этого великого города. Не вспомнит ли он в этой связи о Киеве, который, как всем известно из Повести временных лет 882 года н.э., есть «мать городов русских», а значит сакральное для всех русских место, ничуть не меньше, чем Иерусалим для евреев. Скажете: фантастика? Не торопитесь, прецедент – великая сила. До завершения Чемпионата мира по футболу, который летом 2018 года пройдет в России, г-н Путин, наверное, суетиться не будет. А дальше, бог весть.
P.S. В итоге горячей полемики по поводу моей предыдущей публикации, в которой мне принадлежит только заголовок, я недосчитался нескольких френдов и подписчиков. Кто-то ушел сам, кого-то пришлось забанить за личные оскорбления и одного – за занудство: его «комментарии» оказались в несколько раз длинней самой публикации. Ни на кого из бывших френдов и подписчиков я в принципе не обижен. Они искренне гордятся своей замечательной страной и как умеют защищают ее от наветов «врагов», в данном случае в моем лице. О том, что гордость, как и любовь, иногда бывает слепой, они, наверное, не задумываются.
Коментарі — 0