Россия заплатит. Как выбить миллиарды из страны-террориста?
Война и деньгиТолько половина украинцев, имеющих поврежденное жилье, планируют восстанавливать его за свой счет.
Вооруженный террор России с 24 февраля необратимо отобрал жилье уже у 10% украинцев и разбил 40% энергетической инфраструктуры нашего государства. Кроме того, разрушены более полтысячи культурных и исторических памятников. Большинство из них восстановить невозможно. Ориентировочная сумма ущерба, которая гарантированно ниже реальной цифры – почти $130 млрд.
Эту сумму вычислили аналитики Киевской школы экономики еще в конце сентября. А уже сегодня, в конце октября, к ней нужно добавить компенсацию за разбитую энергоинфраструктуру. Однако суммы этого ущерба не озвучиваются властями по соображениям безопасности, поскольку официальные цифры могут помочь врагу.
На сегодня 10% украинцев не имеют уцелевшего жилья – оно либо повреждено (в 8%), либо полностью разрушено (2%). Другие же, у кого жилье находится на временно оккупированных территориях, не располагают информацией о фактическом состоянии недвижимости (5% украинцев). Таковы данные опроса социологической группы «Рейтинг».
Вынимать деньги из своего кармана?
Повреждения жилищного фонда, вызванные Россией, имеют разные степени. Самые маленькие – выбитые стекла, поврежденные внутренние стены, пригодные для восстановления, уничтоженный ремонт, сломанные бытовые вещи и т.д. Самые тяжелые повреждения – разрушение наружных стен, трещины, расползшиеся по нескольким этажам, полностью разрушены комнаты или квартиры. Однако на какое-либо повреждение нужны немалые деньги, откуда их брать во время войны – неизвестно.
На сегодня почти 57% украинцев, имеющих поврежденное жилье, планируют восстанавливать его за собственные средства. 27% рассчитывают на государственные выплаты и программы по восстановлению имущества, а еще 12% надеются ремонтировать недвижимость средствами международных организаций. 9% рассчитывают на средства волонтеров, а 7% украинцев надеются на поддержку родственников или благотворительных фондов. И хотя большое количество людей рассчитывают на кого-то больше, чем на себя, в реальной жизни владельцы поврежденного жилья преимущественно взялись за ремонт самостоятельно: признаются, что не верят, что дождутся каких-то серьезных выплат.
«Владельцы разрушенного жилья больше ожидают помощи от государства, а владельцы частично поврежденного жилья планируют справиться собственными ресурсами. В общем, те, кто уже начал ремонт, преимущественно делают его за свой счет. В целом большую активность по восстановлению своего жилья проявляют жильцы, которые уже вернулись домой. Большинство из них уже начали работы по восстановлению и подали заявление о повреждении», – отмечают социологи.
В то же время, 90% опрошенных украинцев уверены: Россия обязана компенсировать экономические и инфраструктурные потери Украины за время войны. При этом верят, что это произойдет только треть опрошенных. Также треть опрошенных готовы лично участвовать в судебных исках по компенсациям за утраченное имущество или здоровье в судах Украины и международных инстанциях.
Города Украины, которые понесли наибольший ущерб из-за россиян
Хотя в цивилизованном мире агрессор должен отвечать за содеянное, руководитель проекта «Поддержка реформ» Киевской школы экономики Максим Нефедов признается: суды могут длиться десятки лет, и гарантии, что люди получат выплаты, еще нет. Именно поэтому в начале войны заработал всеукраинский проект «Россия заплатит». Его цель – собрать максимально точные данные о разрушениях, вызванных страной-агрессором в Украине. В частности, в рамках проекта фиксируют поврежденную недвижимость, утраченный транспорт и даже сворованные рашистами вещи домашнего обихода. Эти данные нужны украинскому правительству для оценки ущерба, понесенного государством и украинцами в результате российской агрессии, и сформировала иски к России в международные суды для возмещения ущерба.
«По состоянию на конец сентября сумма нанесенного Украине ущерба – $127 млрд. «Лидирует» жилищный фонд – $51 млрд. Больше всего пострадали находящиеся под оккупацией регионы. То есть это Донетчина, мы говорим и о Мариуполе, который фактически «стерт», и об «Азовстали», Харьковщина – в частности, Салтовка (жилой массив областного центра – «Главком»), где почти не осталось ни одного дома, об Изюме и других городах, которые относительно недавно освободили ВСУ. На подсчеты серьезно влияет и наличие предприятий на этих территориях, поскольку инфраструктура, транспортные, аэропортовые объекты сильно влияют на убытки в разрезе регионов. К примеру, можно упомянуть о нефтеперерабатывающем заводе в Кременчуге, который россияне уничтожили. Чисто математически он стоит как половина небольшого города», – объясняет Нефедов.
Через терны – к российским компенсациям
Именно поэтому после жилищного фонда в списке наиболее пострадавших от оккупантов – промышленные предприятия (ориентировочная сумма ущерба – около $50 млрд) и инфраструктура ($35 млрд). В частности, самые весомые объекты в этой статье ущерба – уничтожены мосты и повреждены украинские дороги, не рассчитаны на тяжелую технику захватчиков. Далее следует сельское хозяйство, на которое приходится $6 млрд потерь. В эту статью ущерба вошла не только разбитая техника, но и та, которую оккупанты активно воровали по своей «традиции». Вслед за агросектором – коммунальные хозяйства и частный транспорт украинцев, которые оккупанты и воровали, и уничтожали.
Отдельно эксперты выделяют и потери на разминирование территорий, которые пока сложно оценить. Но известно, что речь пойдет о миллиардах долларов.
«Регистрация уничтоженных или разрушенных объектов должна закончиться тем, что РФ компенсирует все за счет государства, средств российского Центрального банка и российских олигархов. Кроме того, деньги будут получены из конфискованных предприятий и находящихся за рубежом активов России и будут проданы на аукционе, после чего переданы Украине. Именно эти суммы будут в первую очередь использованы на восстановление уничтоженного Россией и на выплату компенсаций людям, пострадавшим физически или чьи права были нарушены россиянами. Для этого достаточно на сайте заполнить заявку, если вы знаете о разрушенном объекте или сами пострадали от российских оккупантов. Отмечу: это не значит, что сегодня вы заполните заявку, а завтра получите компенсацию. Напомним, что компенсация от Ирака кувейтским гражданам за войну растянулась на 29 лет. Надеюсь, мы пройдем этот путь раз в 10 быстрее», – надеется Нефедов.
Антикультурные вандалы из России
Кроме инфраструктурных объектов страна-террорист разбила и уникальные исторические и культурные памятники. Российскими снарядами были уничтожены Мариупольский драмтеатр, Святогорская лавра в Донецкой области, художественный музей имени Архипа Куинджи и Храм Рождества Богородицы. Также оккупанты в начале вторжения сожгли музей Марии Примаченко, откуда местные еще успели вынести оригиналы картин художницы – для этого киевляне сплотились и тайно проникли в помещение, чтобы спасти наследие мастерицы. В Харькове войска РФ уничтожили единственный в Украине Национальный центр генетических ресурсов растений, в котором хранилось более 160 тыс. сортов и гибридов со всего мира. А из усадьбы Попова, расположенной в Васильевском районе Запорожской области, россияне украли мраморный туалет графов Поповых. В Мариуполе рашисты украли из музеев все ценные экспонаты.
Всего Россия только по состоянию на сентябрь совершила 500 военных преступлений против культурных памятников Украины. По информации Министерства культуры, больше всего пострадали Донецкая область (130 разрушений) и Харьковщина (108 случаев разбитых памятников). В целом, Россия уничтожила или повредила 377 художественных объектов и заведений культуры.
«169 религиозных сооружений, 75 домов культуры, театров, кинотеатров и других художественных центров, 52 мемориальных памятника, 45 библиотек, 36 музеев и заповедников», – отмечают в министерстве.
Нельзя забывать и об украинской «Мрии» – крупнейшем и мощном в мире транспортном самолете. Он сгорел в Гостомеле в первый же день наступления россиян, 24 февраля, в ангаре. Его обстреляли из российских вертолетов. По подсчетам украинских специалистов, стоимость обновления «Мрии» – около $3 млрд.
Еще одна важная, но недооцененная статья – экологичная. От 24 февраля Россия ежедневно наносит значительный ущерб окружающей среде Украины, загрязняя порохом и свинцом, смазкой, военным мусором, ядами и металлоломом украинские леса, поля, водоемы и т.д.
По оценкам Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов, сумма ущерба от загрязнения экологии, вызванного войной, оценивается около $25 млрд. Еще ориентировочно $11,5 млрд необходимо для устранения последствий загрязнения почвы. На сегодня задокументировано около двух тысяч конкретных случаев нанесения прямого вреда окружающей среде и 244 экологических преступлений. В частности, почти треть из размера оцененного ущерба (более 407,3 млрд грн) составляют ущерб, нанесенный земельным ресурсам Украины. Более 176,5 млрд грн ущерб нанесен атмосферному воздуху в результате неорганизованных выбросов загрязняющих веществ, поднимающихся в воздух во время пожаров, вызванных обстрелами, в том числе и на территориях лесных массивов, объектах природно-заповедного фонда.
«Происходящее сейчас – беспрецедентный процесс»
Сегодня Россия совершает в Украине три вида преступлений. Военные, которые будет расследовать Гаага или Международный уголовный суд, считаются тяжелыми, но в то же время их сложнее всего доказать. Рассмотрение этих преступлений растянется на десятки лет, ведь там нужно доказать не только то, что россияне уничтожили, например, больницу, но и знали, что там находились люди. Соответственно, нужно доказать, что чиновники или военное руководство отдавало приказ с целью убийства людей. Кроме того, нужно доказывать, что это не была ошибка, что ракета не «помешала» и не столкнулась со стаей уток, из-за чего упала раньше. Поэтому судить будут политиков, чиновников или военных, отдавших или исполнявших преступные приказы.
Нарушение прав человека – тоже индивидуальные иски украинцев или бизнеса, которыми занимается Генпрокуратура и которую идут по «цепочке» в Европейский суд по правам человека. К этим преступлениям относятся и ранения, и смерть родственников, и принудительная депортация или конфискация имущества. В этом случае будут судить конкретных россиян, которые это делали или государство – то есть вся Российская Федерация будет платить компенсации пострадавшим.
Третий вид преступлений – экономические. Для них создан специфический процесс доказывания вины войска РФ. Целью судебного иска не наказание преступников, которые сядут в тюрьме, а взыскание активов из России на восстановление Украины. На сегодня такие дела – беспрецедентный процесс, говорит Максим Нефедов.
Руководитель проекта «Россия заплатит» отмечает, что все сведения о разбитых памятниках и объектах систематизируют, чтобы можно было отслеживать восстановление и строительство объектов.
«На сегодня мы работаем с Минрегионом для создания карты разрушений, которые нанесла Россия. Из спутниковых данных будут разработаны карты того, что разрушено, сколько на это нужно направить средств, кто будет подрядчиком (когда деньги уже будут вовлечены в проект) и на какой стадии будет ремонт или строительство объекта», – объясняет Максим Нефедов.
Кто уложится в восстановление Украины?
К поддержке послевоенной Украины присоединятся и западные страны. В частности, США обещают ежемесячные полтора миллиарда долларов, которые будут направлены на поддержку украинского бюджета. Есть надежда, что и Европейский Союз сможет выделять не меньшие суммы.
«К крупным инфраструктурным проектам будет присоединен и Всемирный банк, международные институты, и Европейский инвестиционный банк, которые до этого успешно работали в Украине над крупными инфраструктурными и транспортными проектами», – отмечает Максим Нефедов.
Добавим, что около 40% украинцев считают, что для восстановления инфраструктуры и экономики Украины хватит пяти лет. 25% считают, что на это нужно до десяти лет, а 23% – что понадобится больше десяти лет. И только 4% украинцев считают, что восстановление разрушений займет меньше года.
Алина Евич, «Главком»
Коментарі — 0